От редакции: Олимпиада как сверхусилие

Максим Стулов/ Ведомости

Сверхусилие всегда демонстрирует волю и характер. Мегапроекты - как сверхусилие государства - способны продемонстрировать фактически действующую модель управления, которая часто не совпадает с декларациями.

Страны развитые и развивающиеся, демократические и авторитарные участвуют в спортивных мегапроектах, руководствуясь разными мотивами и применяя разные механизмы. Чем большую роль в этой сфере играют развивающиеся и авторитарные страны (следующая Олимпиада будет в Бразилии, ближайшие ЧМ по футболу - в Бразилии, России, Катаре), тем интереснее остальному миру работающие в их случае механизмы.

Уилл Дженнингс из Университета Саутгемптона, автор книги об администрировании олимпиадного движения (Olympic Risks, 2012), выделяет основные черты мегапроектов в странах с развивающейся экономикой. Во-первых, это дороговизна, которая объясняется отсутствием инфраструктуры и необходимостью строить все с нуля. Абсолютный рекорд по дороговизне на сегодняшний день установлен сочинской Олимпиадой - $51 млрд. Игры в Пекине стоили ненамного дешевле - $43 млрд. В том и другом случае громадная часть расходов связана именно с инфраструктурой. Самыми дешевыми с точки зрения инфраструктурных расходов считаются игры в Лос-Анджелесе (1984) и Атланте (1996). Во-вторых, в развивающихся экономиках, как правило, высок уровень коррупции (больше всего коррупционных скандалов связывается с Евро-2012 на Украине и Играми в Сочи). В-третьих, недостаточно высокие технические стандарты. Самый вопиющий пример - мост в Дели, обрушившийся перед Играми Содружества - 2010. Уже звучат замечания к Бразилии по поводу ЧМ-2014 и к Катару по поводу несоблюдения трудового законодательства при использовании труда мигрантов.

Наконец, особенность авторитарных государств - угрозы срыва мероприятий из-за политической нестабильности. В 2011 г. гонки «Формулы-1» в Бахрейне были отменены из-за гражданских волнений, пекинская Олимпиада сопровождалась терактами на Северо-Западе Китая, сочинской предшествовали взрывы в Волгограде.

Таким образом, в условиях развивающегося рынка и авторитарной модели мегапроект призван демонстрировать амбиции и авторитарную эффективность: затраты не важны, велик административный ресурс и мобилизационный потенциал. В демократической и рыночной модели - максимально возможные выгоды для государства и эффективность рыночную: затраты должны быть по возможности меньше и впоследствии максимально окупаться.

Как демонстрирует пример Сочи, Россия вполне вписывается в модель развивающейся экономики, умудряясь при этом соединять неэффективность авторитарную (очень дорого обходящаяся мобилизация, недостаточный административный ресурс, оборачивающийся недоделками) с неэффективностью рыночной (дороговизна, невозможность окупить объекты после Игр).

Соображение, что престиж искупает злоупотребления, какой бы демагогической риторикой оно ни прикрывалось, на самом деле тоже глубоко авторитарно. Когда в V в. до н. э. лидер демократических Афин Перикл взялся перестраивать Акрополь, имиджевый эффект был бесспорен, но виновных в растратах все же судили.