Тема недели: Дубовсков остается в МТС

Дубовсков - президент-долгожитель и по сравнению с конкурентами. Гендиректор «Мегафона» Иван Таврин возглавил компанию в 2012 г., а гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин - в сентябре прошлого года. Также в прошлом году сменилось руководство и у «Ростелекома» с Tele2.

Три года назад у Владимира Евтушенкова, владельца АФК «Система» (куда входит МТС), не было уверенности относительно Дубовскова. «Как операционный менеджер он не вызывает у нас никаких сомнений. Может быть, стратегическое видение будет для него определенным челенджем, но, чтобы подстраховать его, есть председатель совета директоров МТС Рон Зоммер», - говорил он.

Андрей Дубовсков - первый за 10 лет президент МТС, которому удалось удержаться на своей должности больше одного срока. Вчера совет директоров оператора заключил с ним новый контракт сроком еще на три года (Дубовсков был назначен в марте 2011 г.). Дольше МТС руководил только Михаил Смирнов (с 1995 по 2003 г.), фактически один из основателей компании.

Судя по всему, Дубовсков остается на посту главным образом потому, что сохранил за МТС лидерство на сотовом рынке России. Как рассказывают знакомые Евтушенкова, для этого бизнесмена первое место оператора принципиально важно и он не намерен его уступать. Когда Дубовсков возглавил МТС, компанию нагонял «Мегафон», конкурент поставил перед собой цель выйти на первое место по сотовой выручке в стране. Но лидером в итоге до сих пор остается МТС.

Кто-то может поспорить с тем, что эта заслуга Дубовскова. Ведь в 2012 г. у «Мегафона» поменялась структура акционеров, вслед за ней руководство и, соответственно, приоритеты: оператор начал экономить на инвестициях ради рентабельности. С другой стороны, МТС все это время задавала тон рынку, многие ее новации быстро перенимали конкуренты. Этот оператор первым перестал платить сотовым ритейлерам фиксированную плату за подключение абонента, в результате прекратилась постоянная раздача sim-карт и бессмысленная гонка за абонентами. МТС первая начала резать внутренние комиссии за прием платежей для операторов терминальных сетей.

Были и неудачи: при Дубовскове МТС вынудили уйти из Узбекистана, который давал около 4,5% ее OIBDA. Это, пожалуй, самая болезненная потеря оператора на внешнем рынке за всю его историю.

Телекоммуникации - отрасль, завязанная на высокие технологии. Поэтому первое, на что обращаешь внимание, когда узнаешь о смене руководителя телекоммуникационной компании, - телекомщик он или нет. И традиционный ответ операторов на этот вопрос: для нового руководителя компании знание отрасли не обязательно. Но так уж вышло, что в золотые годы операторов «большой тройки» возглавляли по большей части телекомщики: ученый-радиотехник Дмитрий Зимин в «Вымпелкоме» (с 1992 по 2001 г.) и окончивший институт по специальности «радиоинженер» Сергей Солдатенков в «Мегафоне» (с 2003 по 2012 г.). Правда, справедливости ради надо сказать, что из этого правила бывают и счастливые исключения. Например, Александр Изосимов, возглавивший «Вымпелком» в 2003 г. и выросший там в гуру отрасли связи, до этого семь лет проработал в продуктовой компании Mars.

Во главе МТС со времен Смирнова, получившего в институте образование по специальности «многоканальная электросвязь», телекомщиков не было: сменивший Смирнова Василий Сидоров был финансистом, Леонид Меламед по образованию врач, а до МТС возглавлял страховую компанию, Михаил Шамолин пришел из консалтинга. Дубовсков же, хотя и получил в ГИТИСе специальность режиссера, мобильной связью занимается с 1993 г. Возможно, знание отрасли все-таки имеет значение?