Косметика зовет в магазин

Российский рынок прямых продаж косметики сокращается. Крупнейшие компании уже ощутили это на себе

Выручка шведского производителя и продавца косметики Oriflame Cosmetics S.A. в странах СНГ и Балтии в 2013 г. снизилась на 7%, говорится в сообщении компании. Абсолютный показатель выручки в отдельных странах Oriflame не раскрывает, всего в регионе, к которому относится и Россия, выручка составила 707,2 млн евро против 800 млн евро в 2012 г. У Avon Products Inc. продажи в России за четвертый квартал 2013 г. в долларах сократились на 3%. Абсолютные цифры компания также не раскрывает. По данным «Infoline-аналитики», в 2012 г. (данных за 2013 г. еще нет) эти компании были лидерами на рынке косметики и парфюмерии, их совокупная доля - 11,6%.

Компании объясняют падение продаж усилением конкуренции и снижением количества распространителей. Количество активных консультантов в странах СНГ и Балтии сократилось на 5%, указывает Oriflame. Сокращение дистрибуторов традиционно происходит с ростом благосостояния населения, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, существенный скачок числа консультантов был в 2009 г., когда доходы падали, росла безработица и люди искали дополнительные источники дохода. Также, по его словам, снижение выручки компаний прямых продаж связано с активным региональным развитием федеральных ритейлеров. Специализированные парфюмерно-косметические сети - «Л'Этуаль», «Рив гош», «Иль де Боте» - идут в регионы, растет и сопоставимая выручка, увеличиваются продажи косметики и в аптечном сегменте, рассказывает Бурмистров.

Но наибольшее давление, по его мнению, косметические компании прямых продаж испытывают со стороны гипермаркетов, которые активно развивают формат shop-in-shop: там представлены более демократичные товары, которые напрямую конкурируют с продукцией Avon или Oriflame.

Массовые косметические бренды захватывают долю, которая принадлежала компаниям прямых продаж: они либо оказываются дешевле (местные бренды), либо лучшего качества и имеют большую маркетинговую поддержку (международные бренды), указывают аналитики Credit Suisse.

По словам Бурмистрова, если в 2012 г. на прямые продажи приходилось примерно 17-20% рынка косметики и парфюмерии, то по итогам 2013 г. их доля сократилась до 16-18%.