Цифра недели: $1,88 млрд


Столько заработала в прошлом году на игрушках для мобильных устройств британская King Digital Entertainment. И прежде всего на игре Crash Candy Saga - в ней прямоугольное игровое поле заполняется падающими сверху разноцветными конфетками. Нужно менять местами соседние конфеты, чтобы выстроить их в ряд хотя бы по три. Ничего не напоминает? Совсем недавно о сверхдоходах рассказала японская GungHo, ей в прошлом году $1,3 млрд принесла еще одна мобильная игра, Puzzle and Dragons. В ней ваш монстр бродит по подземелью и бьется с другими монстрами, и в процессе битвы на прямоугольном поле вам нужно переставлять соседние разноцветные значки пяти элементов так, чтобы выстроить их в ряд хотя бы по три... И британцы, и японцы явно черпали вдохновение в игре Bejeweled от 2001 г. - в ней на квадратном поле нужно было переставлять разноцветные драгоценные камни. А эта игра объединила две старые компьютерные игры с русскими корнями: «Тетрис» и хит всех секретарш конца 90-х - «шарики», на них даже ссылается «Википедия» в англоязычной статье про Bejeweled. Ошеломляющий коммерческий успех клонов Bejeweled едва ли кого-то удивит. Разработчики игр, особенно «казуальных» - т. е. предназначенных для широкой аудитории, далекой от компьютеров, - постоянно твердят: пользователи консервативны и предпочитают играть в те игры, которые им давно привычны. Вопрос лишь в том, как заработать на этой цифровой ностальгии. Ответ наверняка знают в Microsoft. И дело не в игровой приставке XBox и одноименном сервисе - только в штаб-квартире в Рэдмонде знают, сколько тысячелетий в общей сложности убило человечество за бесплатным «Сапером», пасьянсом «Косынка» или карточной игрой «Червы», встроенными в Windows. Возможно, народная любовь к «Винде» не в последнюю очередь связана с этими играми. «Сапер» появился задолго до Microsoft, это одна из первых популярных компьютерных игр еще эпохи мейнфреймов 60-х и 70-х. «Червы» приобрели культовый статус в Америке в эпоху хиппи; вот как ее популярность описал в книге «Сердца в Атлантиде» Стивен Кинг: «Осенью 1966 года в шестнадцати комнатах на третьем этаже Чемберлен-холла жили тридцать два студента, к январю 1967-го девятнадцать из них либо перебрались в другие общежития, либо провалились на экзаменах - пали жертвой «червей». В ту осень «черви» обрушились на нас, будто самый вирулентный штамм гриппа» (цитата по разделу «Книги» Google).

Похоже, желающим заработать на играх безумные деньги достаточно взять какую-нибудь золотую классику и «допилить» ее так, чтобы увлеченным пользователям приходилось платить. GungHo среди прочего ввела показатель «выдержки» - она расходуется по мере того, как игрок безвылазно сидит в игре. Хотите играть без перерывов? Платите! И ведь платят: GungHo в декабре даже была вынуждена ввести ограничение на платежи в $50 за месяц для пользователей моложе 16 лет, а для молодежи 16-19 лет - $200. А люди постарше могут просадить в игре всю зарплату и даже занять деньги под залог квартиры.