Цена взятки в Бразилии

Бразильским, а также иностранным компаниям с офисами в этой стране грозят высокие штрафы за коррупцию - до 20% от общей выручки

В конце января в Бразилии вступил в силу новый закон, который вводит огромные штрафы для компаний, впервые уличенных в коррупции. Таким образом, страна, которая в глобальном рейтинге коррупции находится ниже Намибии и Ганы (но выше Китая, Индии и России), приближается к выполнению условий конвенции ОЭСР по борьбе с корпоративным взяточничеством.

По новому закону компании будут нести ответственность за подкуп государственных служащих. «В Бразилии коррупция - это преступление, и люди несут за это ответственность по уголовному кодексу», - отмечает Мариана Таварес де Араужу из юрфирмы Levy & Salamao Advogados. Особенно это касается мошенничества на торгах или в процессе государственных закупок. Этими госслужащими могут быть и иностранные чиновники.

Штраф для виновных компаний может составить от 0,2 до 20% от их общей выручки. Они также будут обязаны возместить убытки. Деятельность компаний будет приостановлена, их имущество конфисковано, а сами они занесены в национальный регистр корпораций, обвиняемых в коррупции.

Этот закон, как и аналогичные в США и Великобритании, затрагивает не только бразильские компании и организации, но и иностранные, если у них есть офисы в Бразилии. Коррупция не является абстрактной проблемой для зарубежных компаний в этой стране. Например, немецкий гигант Siemens обвиняется в даче взяток на получение контракта по строительству метро в Сан-Паулу.

Новый закон допускает поблажки для компаний, устав которых содержит строгие правила борьбы с коррупцией, и для тех, кто сможет доказать, что инцидент является для них исключением, а не обычной практикой. Однако пока непонятно, будут ли эти поблажки распространяться только на компании или и на их директоров лично. Так, компании, чтобы уйти от ответственности, могут признать факт коррупции, но вину возложить на отдельного сотрудника.

Возможность снисхождения в отношении уличенных в коррупции не дает защиты непосредственно от применения правил антимонопольного органа Cade, говорит де Араужу. По ее мнению, пройдет время, прежде чем закон поработает и появятся первые результаты, но сигнал для работающих в Бразилии компаний ясен: «Предотвращение - это лучшая стратегия».

Использовать закон на практике будет непросто. «Если честно, я не думал, что этот закон будет одобрен, - говорит Эдуарду Сампайю, старший управляющий директор FTI Consulting. - Я не верил, что мощное корпоративное лобби в Бразилии допустит, чтобы этот закон был принят в конгрессе. Я рад, что ошибался». Некоторые из формулировок закона расплывчаты и правительству еще предстоит выпустить руководство по его реализации, добавляет Сампайю. Помимо этого полномочия в проведении расследований и наложении санкций есть у департаментов федеральных, региональных и муниципальных правительств. Это может породить ситуации, когда расследование деятельности тех, кто дает взятки, будут вести те, кто взятки принимает.

Сейчас местные СМИ широко освещают историю человека, который сбежал из страны после обвинений в крупнейшем в ее истории коррупционном скандале. Энрике Пиццолато, бывший директор по маркетингу Banco do Brasil, покинул Бразилию в прошлом году. До этого его приговорили к 12 годам и 7 месяцам тюремного заключения за подкуп членов правительства с использованием государственных средств. В начале февраля итальянская полиция обнаружила Пиццолато в квартире его племянника в Маранелло, и теперь ему грозит экстрадиция.

FT, 19.02.2014, Алексей Невельский