Письма


Птичку жалко

На новость «Гигантская солнечная электростанция в Калифорнии убивает птиц» (www.vedomosti.ru от 13.02.2014).

Кстати говоря, компания BrightSource уже потратила $56 млн на то, чтобы перенести редкие виды черепах, которые обитали в почвах на месте строительства, это нужно было сделать в период их миграции, который происходит раз в полгода, и из-за этого они [BrightSource] чуть не упустили дедлайн на получение займа в $1,6 млрд от государства.

Единственная причина, почему вообще проект [гелиотермальной станции Ivanpah] оказался жизнеспособным при более чем низких ценах на газ, - жесткое экологическое законодательство Калифорнии и поддержка «экологически чистой» энергии со стороны администрации Обамы. Ну раз уж заявил, что ты за экологию, так, будь любезен, следи за рыбками и птичками. А если нет, то [зачем] миллиард тратить на ваши гиперболоиды, если можно тупо газовую ТЭЦ построить в 10 раз дешевле? <...>

Уж я-то лично насмотрелся и на толпы протестующих, и на людей, приковывающих себя к деревьям и не дающих грузовикам проехать к месту бурения <...> Однако надо различать экологов и государственные агентства, регулирующие проекты [вроде этой станции...]. Влияние [первых] не так уж сильно. Они не могут закрыть проект, их задача - создать шум и сформировать мнение у общественности.

Вторая группа - это регулирующие органы на уровне муниципалитетов, штатов и государства. Они имеют надзорные функции, подкрепленные законами. В разных штатах эти законы разные. Главное отличие в том, что они не делают митинги и не поднимают шум, они просто приходят и штрафуют либо закрывают проект. С этими людьми нельзя не считаться. <...> Мы не могли проводить строительные работы на участке из-за редкого вида летучей мыши, об этом мы узнали, после того как заплатили деньги за трехлетнюю аренду земли. Никто не кричал, что экологи - террористы, просто развели руками, и все.

Сергей Марсыч, США

Финал антиотбора

На статью «Ловушка восстановительного роста» (№ 26 от 17.02.2014, стр. 06).

Я много лет работал в оборонке. Еще в СССР отчетливо был виден тренд вытеснения специалистов бюрократами.

В первой половине 90-х процесс принял законченную форму: при власти остались те, кто присосался к бюджету, явное меньшинство из которых были специалистами, а реальные разработчики, особенно те, кто был помоложе и поактивнее, либо разбежались сами, либо были изгнаны.

С тех пор затраты на оборонку в основном или разворовываются, или проедаются без смысла. И без расчистки - самой жестокой - авгиевых конюшен ничего сделать нельзя. Никакие проценты по кредитам, никакие увеличения ассигнований не помогут. Антиотбор достиг своего финального результата.

Сергей Салтыков, Москва