Философия свободы: Энергия для взрыва на Украине копилась долгие годы

За неполные четыре года власти Янукович вернул украинцам революционный задор. Разорил мелкий бизнес, подчинил целые пласты населения в бюджетную крепостную зависимость, добил систему образования/ Sergei Supinsky/ AFP

Моя страна в огне. Умственные и нравственные качества лидера моей страны предопределили братоубийство. Отложенную 22 года назад революцию он вернул на улицы Города и страны.

Как до этого докатилась славная, открытая и мирная Украина?

Все постсоветские режимы - плод революции 1991 г. У этих революционных событий не было ни одного идеолога-пророка, ни единого лидера. Или их было много, очень много - в областях и республиках разваливавшегося Союза. Если судьбу СССР решили москвичи, будущее своих народов решали местные политики и общественные лидеры. Именно способности, ум и совесть последних определили развитие новых стран.

Революционный порыв десоветизации в первую очередь происходил в политической и экономической сферах. Десоветизация была как расправой с прошлым, так и творчеством своего будущего. Соответственно, все новые независимые государства различались в скорости изменений по этим двум направлениям. «Быстрые» изменения в политике и экономике произошли в балтийских странах. В России политические изменения происходили медленно, а экономические - быстро. Украина же менялась очень медленно, так медленно, что забыла, с какими обещаниями она начиналась.

Украинская революция происходила медленно в обеих сферах. Государственное строительство происходило ни шатко ни валко. Важнейшие реформы госслужбы, администрирования территорий, местного самоуправления и много другого не были выполнены в надлежащим объеме. В экономике медлительность вела к появлению небольшой группы олигархов, разбогатевших на приватизации советского индустриального наследия. Гармония медлительности позволила многим советским институтам выжить и разрастись в новой капиталистической среде, прервав революцию.

Медлительность в государственном строительстве, отлаживании политики под нужды граждан и создании экономики для тысячи семей собственников отложила основные цели революции 1991 г. на десятилетия. С одной стороны, это предопределило мирный характер развития страны. У нас не было гражданских войн, как в России, Грузии и Молдове. С другой стороны, Украина оказалась дистопией, местом, где развитие было невозможно, где время остановилось, а любой импульс политического и экономического творчества гасился неподвижной средой.

Революция была отложена. Но она накапливала энергию для взрыва долгие годы.

Впервые революционная ситуация проявилась в 2004 г. Пришедшая в национальную политику донецкая региональная группировка и ее лидер сумели за неполный год напомнить потерявшимся в постсоветской истории украинцам об их мечтах и интересах. Премьер Янукович воплощал в себе все негативные качества советского и постсоветского лидера: брежневское косноязычие, вопиющую необразованность и безбрежную волю к власти, не понимающую границ публичной политики, политических свобод и гражданских прав. Нахрапистые, предприимчивые и уверенные в себе дончане воплощали собой и нечто ценимое советскими людьми, пережившими войну всех против всех 1990-х. Это способность к использованию обстоятельств в своих интересах, невзирая на результат через два шага. Гении тактики и идиоты стратегии, команда Януковича восстановила против себя страну и потеряла власть.

Казалось, ожидаемые изменения в политике и экономике будут воплощены лидерами оранжевой революции. Однако уже к концу 2005 г. стало ясно, что революция снова откладывается. Возвращение сначала кучмовских, а потом донецких кадров во власть было результатом политической импотенции Виктора Ющенко и его окружения.

Разочарование украинцев вынесло Виктора Януковича на покосившийся после кризиса олимп украинской власти в 2010 г. Научившиеся никому не верить украинцы выбрали его, поскольку Юлии Тимошенко, соавтору предательства революции, верили еще меньше.

При этом победа Януковича вполне могла произвести необходимые изменения. Консолидировав власть в своих руках, он вернул себе сверхполномочия Кучмы, подчинил себе все ветви власти и подобрал добитое Тимошенко местное самоуправление. В отличие от Ющенко у Януковича был карт-бланш на то, что тогда называли реформами, но по сути это было продолжением революции 1991 г. Вокруг него в 2010 г. сложилась группа «реформаторов», писавшая умные стратегии и послания парламенту и нации. Но за завесой слов нарастал передел собственности и превращение Украины в авторитарный режим.

За неполные четыре года власти Янукович вернул украинцам революционный задор. Разорил мелкий бизнес, подчинил целые пласты населения в бюджетную крепостную зависимость, добил и без того не блестящую систему образования, превратил госслужбу и милицию в инструмент доения страны, провел блестящую игру в покер с ЕС и позорную игру в буру с Кремлем. Но худший из его результатов - стравливание молодых, родившихся и получивших образование в Украине. Лишенные будущего в стране одной «семьи», молодые украинцы пробивают путь в свое будущее с оружием в руках. Управлять ими не сможет ни Янукович, ни другой диктатор.

Виктор Янукович, советский маргинал и постсоветский гений, является дважды отцом украинской революции. Гарант конституции, он оказался последовательным разрушителем конституционного порядка. Главнокомандующий Украины, он развязал войну против собственного народа. Пробившийся из самых низов советского общества, своей безоглядной жадностью и тупой кадровой политикой Янукович украл будущее у молодежи. Молодые люди, ведущие сегодня бой по обе стороны баррикад, были загнаны в революционный конфликт енакиевским хулиганом, вернувшим революцию 1991-го в ХХІ бунташный век.

Нет гарантий того, что этот революционный шанс приведет Украину к свободному государству и многоукладной экономике, к членству в ЕС и взаимному миру с Россией. Несгибаемый майдан, собравшийся не за Европу и не против России, дает украинскому народу шанс на создание республики достойных граждан.