Первые идут без препятствий

Минфин не видит «непреодолимых препятствий» для акционирования НПФ, заявил замминистра Алексей Моисеев: уже три НПФ подали такие документы в ЦБ. Не все фонды с этим согласны

Я знаю из общения с фондами, что два фонда уже подали [документы на акционирование в ЦБ], третий подает на этой неделе», - рассказал Моисеев. Он делает вывод, что НПФ не столкнулись с какими-либо «непреодолимыми препятствиями по акционированию, т. е. пока фонды понимают, что надо делать». «Там ничего такого, что делать нельзя, пока не нашлось», - добавил Моисеев.

Фонды он не назвал. Судя по информации, раскрываемой самими НПФ, речь идет о фонде группы РЖД «Благосостояние», «Газфонде» и двух НПФ, контроль над которыми недавно получили структуры владельца О1 Group Бориса Минца, - «Стальфонде» (ранее принадлежал «Северстали») и «Телеком-союзе» (бывший фонд «Ростелекома» и «Почты России»). Все эти НПФ сообщили на своих сайтах о назначении заседаний советов фонда, на которых будет рассматриваться вопрос о реорганизации НПФ в акционерный пенсионный фонд.

В ЦБ направлены фактически уведомления с такой же информацией [что и на сайтах], говорят сотрудники двух НПФ: пакеты документов для акционирования еще не собраны, фондам только предстоит это сделать. «Благосостояние» и «Газфонд» официально объявили, что будут акционироваться по кольцевой схеме (см. врез). А вот фонды Минца изучали акционирование напрямую и начали формировать списки тех, кто может претендовать на долю в капитале НПФ, говорят сотрудники этих фондов. Представитель Минца это не комментирует.

«Для рыночных фондов целесообразнее прямая схема, кэптивным - имеющим большие объемы средств корпоративных пенсионных программ - удобнее выделять этот бизнес в отдельный фонд», - рассуждает заместитель исполнительного директора НПФ ВТБ Александр Львов. Но у тех, кто захочет сразу показать прозрачную структуру владения, проблем будет больше. Непросто определить даже список потенциальных акционеров. «Тем, кто собирается акционировать фонды сразу на конечных бенефициаров, требуется больше времени», - признает предправления НПФ «Первый национальный» Виталий Плотников: «Фондам, существующим по 15-20 лет, даже сформировать список потенциальных акционеров и их доли - это не праздная задача». Так, у «Первого национального» за 20 лет работы в числе учредителей побывало 58 юрлиц, которые могут заявлять свои права на долю в фонде. «Нам надо поднять все платежные документы, которые подтверждают размер их участия в совокупном вкладе учредителей НПФ, и рассчитать, какая доля в капитале им может сейчас соответствовать», - говорит Плотников. При этом фонд присоединил 19 других НПФ, у каждого из которых были свои учредители.

«В процедуре акционирования есть ряд нерешенных вопросов, которые должен описать регулятор», - согласен Львов. Например, по закону НПФ должен при эмиссии акций резервировать на год 25% бумаг - на случай, если появятся претензии от лиц и компаний, которые имеют право претендовать на долю в капитале. «Но непонятно, как распределять акции, если будут предъявлены права не на 25%, а на 35% акций», - замечает Львов.