В контексте с баннерами

«Яндекс» в прошлом году увеличил темпы роста выручки от непрофильной для него медийной рекламы, а Mail.ru Group закрепила свои позиции в контекстной рекламе
«Яндекс» и Mail.ru выросли в нетипичных для себя сегментах/ Д. Абрамов/ Ведомости

«Яндекс» и Mail.ru Group опубликовали финансовую отчетность за 2013 г. Из этих данных следует, что обе компании нарастили выручку во всех сегментах, включая контекстную и медийную рекламу. Но бизнес в этих двух сегментах вел себя по-разному. Так, «Яндекс», зарабатывающий около 90% своей выручки на контекстной рекламе, весь прошлый год хорошо рос в медийном сегменте. Выручка «Яндекса» от контекстной рекламы выросла в 2013 г. на 39% до 35,46 млрд руб. Продажи медийной рекламы увеличились за год на 30% до 3,37 млрд руб.

То есть получается, что по темпам роста у «Яндекса» медийная реклама постепенно догоняет основной бизнес компании - контекстную рекламу. Хотя в абсолютных показателях медийная реклама пока занимает около 10% выручки по итогам IV квартала 2013 г. Доходы «Яндекса» в сегменте медийной рекламы росли выше рынка весь прошлый год: например, за девять месяцев 2013 г. рост составил 37%, тогда как весь медийный рынок в рунете вырос на 13%, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Итоги всего 2013 года АКАР еще не подвела.

В целом выручка «Яндекса» в 2013 г. выросла на 37% до 39,5 млрд руб., чистая прибыль - на 64% до 13,5 млрд руб.

Mail.ru Group, всегда занимавшая сильные позиции в медийной рекламе, по итогам 2013 г. увеличила выручку в этом сегменте всего на 8,2% до 5,4 млрд руб. А наибольший рост среди всех сегментов компания показала в контекстной рекламе: в прошлом году ее продажи увеличились на рекордные 57,5% до 3,8 млрд руб.

В целом выручка Mail.ru Group выросла в 2013 г. на 29,6% до 27,4 млрд руб. EBITDA увеличилась на 30,8% до 15,09 млрд руб., чистая прибыль - на 36,1% до 11,4 млрд руб.

Гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин объяснил высокие темпы роста продаж контекстной рекламы развитием продукта «Таргет Mail.ru», стабильной долей поискового рынка и прошлогодним контрактом с «Яндексом». А представитель «Яндекса» Ася Мелкумова рост продаж медийной рекламы объясняет тем, что компания в прошлом году активно запускала новые технологии онлайн-рекламы - например, размещение рекламы по принципу аукциона. Кроме того, говорит она, медийная реклама активно развивается благодаря новым технологиям таргетинга, которые учитывают не только характеристики аудитории, но и ее потребности.

Представители Mail.ru Group не раз заявляли, что компания постепенно отходит от чисто медийной рекламы и концентрируется на таргетированной рекламе, говорит аналитик «Сбербанк СIB» Анна Лепетухина: этим и объясняется снижение роста в медийном сегменте и рост в контексте. В целом, по ее словам, Mail.ru Group показала сильные результаты и высокую рентабельность, прежде всего за счет низкого роста расходов на персонал. У «Яндекса» хорошо росла выручка, но компания показала невысокую рентабельность из-за больших расходов на выплаты партнерам (той же Mail.ru).

Несмотря на сильные результаты, котировки «Яндекса» и Mail.ru Group упали на 7,4 и 3,9% соответственно (по данным на 19.30 по московскому времени). Показатели «Яндекса» оказались ниже прогнозов, отмечают аналитики «Ренессанс капитала». Кроме того, во время телефонной конференции представители «Яндекса» сообщили о замедлении роста продаж медийной рекламы из-за сокращения бюджетов рекламодателей. Аналитики UBS удивлены реакцией инвесторов на результаты Mail.ru Group: возможно, причиной стало отсутствие четкой информации по выплате дивидендов, пишут они в своем отчете. Mail.ru Group заявила, что сохраняет прежнюю дивидендную политику, но решение совета директоров о выплате дивидендов на прошлом заседании принято не было.