Болтливое преимущество

Существует расхожее мнение, что женские разговоры в офисе - это зло и сплетни. И именно в женском коллективе, дескать, процветает пустая болтовня, мешающая работе. Однако сейчас все чаще в роли «офисных болтунов» выступают мужчины. Причем многие из них вполне карьерно успешны.
Е.Кузьмина/ Ведомости

12 000 слов в день

Полезные сплетни. 90%

всех офисных разговоров, как мужских, так и женских, - это сплетни, показало исследование, проведенное в 2012 г. в Амстердамском университете. Однако исследователи пришли к выводу, что это не так уж и плохо. Оказывается, разговоры за спиной упорядочивают работу в офисе и повышают производительность труда. С одной стороны, страх стать притчей во языцех держит в узде тех, кто хуже работает. Как следствие, они начинают работать лучше. С другой - у тех, кто вместе сплетничает, появляется чувство локтя. Коллектив сплачивается.

Мужчины все еще чуть менее разговорчивы, чем женщины, но они уже догоняют женщин по уровню общительности, говорит Роман Иванов, старший партнер Formatta, ссылаясь на исследование британской компании Saville Consulting. В книге «Женский ум» Луан Бризендин, которая вышла в 2006 г., говорится, что женщины произносят за день 20 000 слов, а молчаливые мужчины - всего 7000. Однако другие исследования показывают, что это не так: и мужчины, и женщины произносят около 12 000 слов за день.

Корреспондент FT провела небольшое расследование, чтобы понять, как часто люди разговаривают в офисе. «Когда я сталкивалась с офисными болтунами, как правило, это были мужчины. Женщины обычно сидели на своих местах: голова опущена, работа идет», - делится она наблюдениями.

«Моя знакомая, молодая женщина, работающая в медиакомпании, только что узнала из беседы с начальником, что, хотя работает она отлично, у нее все же есть проблема. Она недостаточно много болтает с коллегами, - пишет корреспондент FT. - Мою знакомую несколько возмутил выговор за то, что на рабочем месте она занимается делом, а не обсуждением того, можно ли положить в песто слишком много орешков».

Поболтать о том, как прошла вчерашняя вечеринка или где купить модную сумку, бывает полезно. «Перекинуться парой слов с коллегами, рассказать шутку, обсудить последние новости - все это помогает ближе узнать друг друга, влияет на общий уровень доверия. Ведь чем больше мы уверены, что человек имеет схожее мнение, тем больше ему доверяем», - замечает Иванов. Опираясь на доверие, можно быстрее решать проблемы, а руководители продвигают именно тех, кому доверяют, говорит консультант.

Болтливость как компетенция

Сейчас и мужчины, и женщины довольно мало разговаривают в офисе. Возможно, это связано с усилением присутствия в нашей жизни конкурентов личного общения - Twitter, Facebook и т. д. Возможно, стресс сейчас ощущается больше, чем раньше.

Но без личного общения продвинуться в компании сложно. Это подтверждают и российское исследование, проведенное на ВШЭ в январе 2014 г. (в нем приняли участие менеджеры 145 российских компаний). Например, сотрудница из Ernst & Young рассказала: «Я знаю несколько девушек, которые очень быстро продвинулись просто потому, что много общались: люди их знали, знали кто они. В компании так много сотрудников, что, если тебя отличают, тебе будет намного легче. Эти девушки со всеми общались, у всех были на виду и очень быстро продвинулись». Причем помогают «сделать себе имя» не только серьезные разговоры о работе и выступления на собраниях, но и безобидная «болтовня о шпильках».

Участники исследования утверждали, что выстраивают дружеские связи не для выгоды и продвижения, а просто общаются с теми, кто им нравится, рассказывает Марина Семина, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ. Женщины в офисах общаются в основном за обедом - с вышестоящими и нижестоящими. «Разговоры в неформальной обстановке сплачивают. И вполне логично, что затем может последовать продвижение. Ведь кого ты скорее продвинешь? Того, кого знаешь, а не кота в мешке», - говорит Семина.

Место для разговоров

Привычка отмалчиваться в офисе тормозит развитие карьеры, считают некоторые руководители. «Женщинам в продвижении по карьерной лестнице мешают не отсутствие амбиций. Из-за того что они часто слишком загружены дома, они не участвуют в простых безобидных разговорах с коллегами», - убеждена Инга Бил, у которой большой опыт работы в мужском коллективе на посту гендиректора Lloyd's of London.

В некоторых компаниях женскую общительность поддерживают. В российском представительстве компании Amway работает 600 женщин, это 73% штатного персонала. И свойственная женщинам тяга к разговором, в том числе на темы, не связанные с работой, здесь не осуждается, а, наоборот, приветствуется. Главное, чтобы стиль общения был позитивным, убеждена Анна Сошинская, директор по внешнекорпоративным связям Amway. Тем более что разговоры о семье, детях, здоровье отчасти пересекаются с темой бизнеса компании, которая продает косметику, товары для дома, биодобавки и витамины. «В офисе у нас есть кухня, куда сотрудники ходят пить чай, поболтать и переключиться», - говорит Сошинская. Общительность, интерес к людям - одна из главных компетенций сотрудника, ведь бизнес прямых продаж основан как раз на общении.

Разговорчивость и дружелюбие наряду с другими 36 компетенциями важны для карьерного успеха в постиндустриальной экономике, убежден Иванов. Человек, который умеет выстроить коммуникацию с разными людьми, произвести впечатление и привлечь внимание к своим достижениям, с большей вероятностью добивается целей на работе, добавляет он.

После 40 лет люди становятся менее разговорчивыми, говорится в исследовании Saville Consulting. А вот разницы во влиянии разговорчивости на успех в разных странах, отраслях, профессиях и должностях не выявлено. Это говорит о том, что, кем бы и где бы вы ни работали, стоит больше общаться с людьми, это один из путей к успеху, уточняет Иванов.