Контекст для Хармса

Bernd Uhlig/ burgtheater.at

Принято считать, будто из русских авторов на Западе сегодня играют Чехова да Булгакова (в основном «Мастера и Маргариту») и Владимира Сорокина. Но выбор у театралов шире, а среди текстов, адаптированных к большой сцене, есть и жемчужины авангарда.

Спектакль венского Академитеатра «Случаи» объединяет трех авторов. Помимо Даниила Хармса (мало известного на Западе) это почти неизвестные в России французы - драматург Жорж Куртелин (1858-1929) и юморист Пьер-Анри Ками (1884-1958). Из их мини-пьес, скетчей и фрагментов режиссер Андреа Брет выстроила большой, на три с лишним часа, спектакль, в котором 10 актеров - и 53 эпизода. Он мог бы показаться затянутым, антракт наступает через час сорок, но ритм держат разнообразие сценок (одни - немые, другие - танцевальные) и мастерство актеров. Среди них звезды венского Бургтеатра, с которым Академитеатр составляет целое: Петер Симонишек, Удо Замель, Андреа Клаузен, Маркус Мейер.

Разница исходного материала ощутима, одни тексты напоминают телевизионные скетчи 60-х, другие - классика абсурдистского жанра. Среди полутора десятков хармсовских текстов - диалог Макарова и Петерсена о шарах, а также фрагмент «Когда я вижу человека, мне хочется ударить его по морде!». Одни сюжеты вводят зал в ступор, после других громко аплодируют.

Порой режиссер переиначивает Хармса - в «Ссоре» диалог о принце и супе ведут не двое мужчин, но семейная пара, появляющаяся и в других сценах. Ощущение единства порождают и повторяющиеся декорации - то огромный пролом в стене, то коридор перед рядом закрытых дверей, то пустое пространство (художник Мартин Цеетгрубер часто работает с Брет). Персонажи одеты в одни и те же серые костюмы и деловые платья. Вневременность происходящего придает «Случаям» ощущение универсального кода. Абсурдность бытовых ситуаций становится метафорой современного общества, где большинство человеческих связей погибает, не успев толком народиться. Случай подвергает сомнению логику повседневности - главным в спектакле становится тема балансирования и неустойчивости, ключевая для современного человека.

Ближайший спектакль 3 марта