Постоят втроем

Три российских автозавода из-за снижения спроса приостановили производство, в том числе числе «АвтоВАЗ» и УАЗ

Вчера УАЗ (входит в группу «Соллерс») прекратил выпуск всех моделей на две недели, GM (Санкт-Петербург, выпускает Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet Trailblazer) - всех моделей на пять дней, «АвтоВАЗ» - Lada Granta и Lada Kalina на пять дней, рассказали «Ведомостям» представители компаний. Также с 26 февраля на три дня встанет производство трехдверной Lada 4x4, уточнил представитель «АвтоВАЗа». А петербургский завод GM в течение месяца планирует еще несколько раз останавливать конвейер в общей сложности на 14 дней (включая пять дней на этой неделе), сказал представитель «GM Россия». СП «GM-АвтоВАЗ» будет работать в обычном режиме, добавил он.

Приостановка производства связана с ситуацией на российском автомобильном рынке, поясняют представители всех трех компаний. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2013 г. по сравнению с 2012 г. он сократился на 5,5% до 2,78 млн шт. Продажи группы GM снизились на 11% до 257 583 шт., «АвтоВАЗа» - на 15% до 456 309 шт., УАЗа - на 15% до 51 624 шт; падение продолжилось и в январе 2014 г. - по данным АЕБ, на 7%, 21% и 24% соответственно.

Еще одна причина приостановки - ослабление рубля, говорит представитель «GM Россия». Более 90% автомобилей, продаваемых концерном в России, хоть и выпущены здесь же, но локализация на заводе в Санкт-Петербурге - около 20% (большая часть комплектующих импортируется).

Кризис 2008-2009 гг., когда рынок сократился вдвое, научил компании более тщательно планировать производство в нашей стране, в том числе прибегая к остановке производства, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Приостановки на «АвтоВАЗе» и УАЗе логичны - в стране неуклонно падает спрос на бюджетные марки, прежде всего отечественные, говорит директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. А GM, видимо, решил минимизировать риски будущих продаж, поскольку по тому, как сейчас продаются бюджетные машины, можно судить, что будет с рынком в перспективе, рассуждает он.

В 2013 г. первым выпуск приостановил «АвтоВАЗ» (весной), а во второй половине года его примеру последовали некоторые другие заводы, включая Ford Sollers во Всеволожске. Сейчас это предприятие работает в две смены в режиме неполной рабочей недели. Его приостановка пока не планируется, сказал представитель Ford Sollers. Нет таких планов и у российских заводов VW, Renault, Toyota, Nissan, а также ГАЗа, сказали их представители. Среди них только два автоконцерна продемонстрировали рост продаж на российском рынке в январе, по данным АЕБ: Toyota и Nissan. Видимо, компании очень надеются на оживление спроса весной, думает Дацкив. Но по итогам года рынок, скорее всего, сократится на 10%, прогнозирует он.