Авторский канон

Михаил Плетнев провел в Консерватории Реквием Дворжака - два часа без антракта, скорбь и стойкость без отчаяния
Скупой жест Плетнева нашел верный отклик/ Д. Абрамов/ Ведомости

Реквием создан признанным композитором в лучшую пору его жизни. Искусство его времени - на дворе был 1890 год - между тем шло к позднему романтизму и декадансу. И лучшим противоядием от индивидуализма как раз и становились объективные культурные модели, подобные католической заупокойной мессе. Реквием Дворжака - одна из немногих партитур, где персональное мироощущение нисколько себя не прячет, а, напротив, обретает в переживании и пересоздании обрядового текста. Драматургия целого величественна - от печали и скорби дух приходит к приятию мира и покою; однако торжественные ноты вновь сменяются скорбными, а лейтмотив «креста», пронизывающий партитуру, остается в памяти как слово от автора.

Партитура эффектна, но не так, как Реквием Верди. Исполняют его редко, как и другие духовные вещи Дворжака (можно вспомнить Stabat Mater с Владимиром Федосеевым в прошлом сезоне). Эта музыка требует сил от музыкантов и публики. У Михаила Плетнева, его музыкантов и его публики все получилось. Вместе с Российским национальным оркестром выступал Камерный хор Консерватории и квартет солистов, в котором целомудренный романтический тон задавала Екатерина Годованец, а ансамбль держали Виктория Яровая, Михаил Губский (иногда чуть убегавший от дирижера) и Петр Мигунов. Лишь орган Большого зала, пребывающий в неисправности, в этот вечер молчал, уступив слово своему электрическому коллеге.