ПГК бьется за маржу


Первая грузовая компания (ПГК, принадлежит структуре владельца НЛМК Владимира Лисина) в проспекте к рублевым облигациям раскрыла стратегию своего развития. Компания планирует снизить затраты и повысить доходность основного бизнеса - оперирования вагонами, следует из документа (есть у «Ведомостей»). Стратегия ПГК «позволит нарастить маржу при работе с существующими клиентами, а также увеличить долю средних и мелких клиентов в портфеле», отмечает компания в проспекте. Но как именно это отразится на доходности бизнеса ПГК и ее выручке, в документе не раскрывается. Представитель компании на вопросы «Ведомостей» не ответил.

В частности, компания намерена предоставлять клиентам комплексные логистические услуги (перевозка и перевалка). Возможности по перевалке грузов есть у другой структуры Лисина, UCL Holding, в портах Санкт-Петербург, Таганрог, Туапсе. Другой способ повышения дохода ПГК - перевозки по путям необщего пользования, следует из проспекта ПГК. Сейчас большинство грузоотправителей сами занимаются перевозками по своим путям, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Увеличить доходность перевозок ПГК позволит и предоставление услуг локомотивной тяги, говорится в материалах компании. Но вопрос появления частных перевозчиков (с собственными вагонами и локомотивами) до сих пор не решен.

Стремление ПГК повысить маржинальность бизнеса связано с профицитом парка на рынке и падением объема железнодорожных перевозок, говорит Бурмистров. По его словам, на небольших клиентах можно заработать в 1,5 раза больше, чем на крупных.

ПГК начала сокращать операционные затраты с 2012 г. (тогда же структура Лисина консолидировала 100% компании). В 2012 г. компания снизила расходы на 7% до 77,5 млрд руб., говорится в пояснительной записке к консолидированной бухгалтерской отчетности компании по РСБУ. ПГК намерена и дальше сокращать издержки, прежде всего за счет сокращения оборота вагона, доли порожнего пробега и увеличения доли маршрутных отправок. Плата за порожний пробег вагона - одна из основных статей затрат оператора, следует из проспекта ПГК.

ПГК - крупнейший железнодорожный оператор в России. В ее управлении 195 000 вагонов (112 300 полувагонов и 44 700 цистерн), пишет компания в проспекте. В первом полугодии 2013 г. выручка составила 52 млрд руб. (94% - от оперирования вагонами). На конец первого полугодия прошлого года доля собственных вагонов ПГК от общего числа вагонов на сети РЖД составила 15,4%, в оперировании - 17,1%. ПГК указывает, что объем перевозок грузов по сети РЖД в первом полугодии прошлого года составил 679,4 млн т, а доля ПГК - 19,2% (130,4 млн т).