Лермонтов и комсомол

В подмосковном поселке Госфильмофонда открылся регулярный фестиваль архивного кино «Белые Столбы»
Татьяна Окуневская сыграла в запрещенном фильме о комсомольцах-антифашистах/ Госфильмофонд

Главной темой фестиваля стали находки последнего времени, среди них - обнаруженная в Чехии 48-минутная лента Николая Вишняка «В тайгу за метеоритом» (1929), посвященная экспедиции Леонида Кулика на место взрыва Тунгусского метеорита. Показали и фрагмент из Совкиножурнала 1928 года, зафиксировавший подготовку комбинированных съемок, использованных Вишняком: взрыв имитировали будущие классики советского кино Александр Птушко и Марк Трояновский.

Другое открытие - короткометражка Николая Шпиковского «Дуэль» (1934, сценарист Александр Безыменский). Соавтор «Шахматной горячки» рассказывает историю испытаний двух комсомольцев, влюбленных в девушку Дину. Чтобы проверить серьезность их намерений, она предлагает сыграть в русскую рулетку. Один с гневом отказывается, другой соглашается. Револьвер оказывается не заряжен. Девушка выбирает отказавшегося.

Только на первый взгляд киноархивы кажутся хранилищем прошлого. Фестиваль строится вокруг юбилеев, выглядящих актуально. Обруганный в свое время Берией «Лермонтов» (1943), которого многие считают одним из самых красивых фильмов, снятых в войну, неожиданно срифмовался с закрытием сочинской Олимпиады (хотя сама программа составлялась до этого). Писатели как главная слава русской истории стали героями церемонии. «Лермонтов» напоминает, как к ним относились при жизни.

В годы войны Леонид Луков начал работать над лентой «Это было в Донбассе», сделанной по материалам Бориса Горбатова и посвященной комсомольцам Краснодона. Татьяна Окуневская сыграла здесь две роли - комсомолки из эпохи Гражданской войны и ее дочери, борющейся уже с фашистами. После ареста Окуневской в 1948 году картину временно сняли с проката, два года спустя вернули, вырезав имя актрисы из титров. А 13 сентября 1952 года в «личном деле фильма», хранящемся в архиве Госфильмофонда, появился окончательный вердикт: «снять окончательно».

Последней фразой в режиссерском сценарии Лукова было: «Да, комсомол не умирает, Даша». Хорошо, что режиссер не стал загадывать будущее и не оставил эту сцену в фильме. Исчезло многое, включая комсомол. Остались лишь архивы.