Тема недели: Рокировка в «Ростелекоме»

На этой неделе состоялось знаковое событие - помирились основатель инвестфонда «Маршал капитал» Константин Малофеев и ВТБ, поссорившиеся три года назад из-за «Нутритека». ВТБ обвинял Малофеева и «Маршал капитал» в невозврате кредита в $225 млн, который брал «Руссагропромхолдинг» на покупку у «Нутритека» молочных предприятий; Малофеев утверждал, что он тут ни при чем.

К рынку связи на первый взгляд вся эта история имеет мало отношения. Но только на первый взгляд.

По условиям мирового соглашения Малофеев согласился передать под контроль ВТБ строительный холдинг «Инфра инжиниринг», одного из крупнейших подрядчиков «Ростелекома» и «Связьинвеста» (присоединенного к «Ростелекому» в 2013 г.). В 2011 г. большая часть всех контрактов «Связьинвеста» по строительству сетей связи приходилась именно на «Инфру». Актуальных данных о том, сколько контрактов «Ростелекома» обслуживает «Инфра» сейчас, нет, но близкие к оператору люди считают весьма вероятным, что, перейдя под крыло ВТБ, она может получить от оператора новые крупные заказы.

Незадолго до примирения - в середине января стало известно, что ВТБ может выкупить 12% обыкновенных акций «Ростелекома» у самой компании. Таким образом ВТБ предлагал профинансировать часть расходов «Ростелекома» на выкуп акций у миноритариев, не согласившихся с выделением из госоператора сотового бизнеса. Если бы эта сделка состоялась, банк стал бы вторым крупнейшим акционером «Ростелекома» после государства и фактически занял бы место Малофеева, недавно продавшего 10,7% обыкновенных акций «Ростелекома». Правда, скорее всего сделки между ВТБ и «Ростелекомом» не будет - у оператора и так все в порядке со средствами для выкупа. Зато ВТБ играет решающую роль в совместном предприятии «Ростелекома» и «Tele2 Россия» - четвертом федеральном операторе мобильной связи: в «Tele2 Россия» банку принадлежит 50%, а в объединенном операторе у него будет 27,5%.

Еще одна параллель: идея создания на базе мобильных активов «Ростелекома» и Tele2 четвертого федерального оператора, которую с энтузиазмом продвигает сейчас ВТБ, созрела в недрах «Связьинвеста» еще в 2009 г., когда во главе Минкомсвязи стоял Игорь Щеголев, давний знакомый Малофеева. Концепция реорганизации «Связьинвеста», разработанная топ-менеджерами холдинга (в частности, Александром Провоторовым, который пришел в отрасль связи как раз из «Маршал капитала») и одобренная правительственной комиссией под председательством тогдашнего вице-премьера Сергея Иванова, включала в себя пункт о «создании четвертого федерального мобильного оператора на базе существующих активов, в том числе с учетом получения контроля или объединения с частными региональными операторами». Среди наиболее вероятных партнеров в документе фигурировала «Tele2 Россия».

Оглядываясь на события последних месяцев, трудно не обратить внимание на то, что ВТБ мало-помалу занял по отношению к «Ростелекому» примерно такое же место, которое прежде занимал Малофеев. Раньше многие участники рынка называли бизнесмена чуть ли не серым кардиналом российской отрасли связи - и радовались, когда Малофеев расставался с долей в «Ростелекоме», одновременно утрачивая влияние на его совет директоров. Не является ли уход Малофеева из «Ростелекома» хорошо спланированной операцией по передаче активов из одних надежных рук в другие, видимо, покажет время.