IKEA настроилась на рост

IKEA в России увеличила выручку в прошлом году на 18% и собирается и дальше наращивать продажи на двузначные цифры - несмотря на замедление рынка. Помочь ей в этом может интернет-магазин, который сеть рассчитывает запустить в 2016 г.
IKEA готова на миллиардные инвестиции в бизнес ради роста в России/ Д. Новожилов/ Ведомости

Оборот крупнейшего в мире ритейлера мебели и товаров для дома - шведской IKEA - в России в прошлом году вырос на 18% до 76,4 млрд руб., сказал директор шведской компании в России Вальтер Каднар. Финансовый год компании закончился в августе 2013 г. Для выручки шведского ритейлера Россия сейчас одна из важнейших стран: по продажам она на четвертом месте после Германии, США и Швеции, отметил Каднар. Рост российского рынка мебели и товаров для дома на 2014 г. ожидается на уровне 3-5%, сообщил Каднар со ссылкой на Euromonitor. «Рынок замедляется, но мы продолжаем расти на двузначные показатели. Думаю, [рост выручки в 2013-2014 гг. будет] ниже 20%, потому что мы по-прежнему не будем ускорять экспансию», - сказал он. О замораживании экспансии в российские регионы ритейлер заявил в начале 2012 г. Компания на 3-5 лет сосредоточилась на развитии в Московском регионе и усовершенствовании работающих магазинов.

Сейчас у IKEA в России 14 магазинов, и ритейлер считает, что они могут продолжать генерировать рост в ближайшие год-два. В 2012-2013 гг. трафик в магазинах IKEA вырос на 4% до 63,9 млн человек. Учитывая, что развитие сети фактически заморожено, эти цифры (18% роста выручки и 4% - трафика) близки к показателям like-for-like, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Это одни из лучших показателей сопоставимых продаж и трафика на рынке», - отметил он. Ранее Infoline оценивала, что сопоставимые продажи у DIY-ритейлера Leroy Merlin (входит в Groupe ADEO и в отличие от IKEA активно открывает новые торговые объекты) за прошлый год выросли на 12%. В среднем по рынку сопоставимая выручка у непродовольственных ритейлеров росла лишь благодаря инфляции или не увеличивалась вовсе. В 2012 г. Infoline оценивала объем продаж Leroy Merlin в России в 77 млрд руб.

По сути, у IKEA нет чистого конкурента в России, рассуждает Бурмистров: по мебели они «практически безальтернативны», но есть более мелкие игроки - например, сеть Hoff (выручка, по собственным данным, 7,7 млрд руб. в 2013 г.). «Его сеть относительно небольшая, но они активно развивают интернет-магазин», - говорит Бурмистров.

В 2016 г. IKEA хочет запустить интернет-продажи в России. «Я верю в мультиканальный ритейл», - сказал Каднар. Обороты интернет-торговли в России выросли на 30% до 510 млрд руб. за 2013 г., по данным Data Insight; традиционная розница, по подсчетам Росстата, замедлила рост до 3,9%. Сейчас шведская компания тестирует онлайн-проект в Омске и хочет расширить эксперимент на Сургут, Тюмень, Ишим, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Новый Уренгой. Заработают ли после полноценного запуска онлайн-продажи во всей России или проект будет ориентирован только на крупные города, как Москва и Петербург, IKEA пока не решила. При вялом развитии офлайн-сети онлайн поможет IKEA выбрать тот спрос, который она не может охватить традиционными магазинами. «В российских регионах существует бизнес по доставке товаров IKEA, организуются шопинг-туры в ее магазины», - говорит Бурмистров.

IKEA хочет удвоить выручку к 2020 г. в России, инвестиции в развитие составят 2 млрд евро. Аналогичная цель стоит перед глобальной IKEA: компания хочет достичь выручки в 50 млрд евро к 2020 г. Россия будет играть важную роль в достижении этой цели, считает Каднар.