МТС связалась с «Глонасс»

МТС испытала специальные sim-карты, позволяющие подключать автомобили к системе аварийного оповещения о ДТП «Эра Глонасс». С 2017 г. терминалами «Эра Глонасс» будут оснащаться все новые автомобили, продающиеся в России

Карта будет устанавливаться в терминал на стадии производства автомобиля, объясняет Солодовников. С какими автоконцернами МТС ведет переговоры, он не говорит. Скорее всего, автопроизводители будут выбирать операторов для обслуживания терминалов «Эра Глонасс» на тендерах, считает человек, близкий к некоммерческому партнерству (НП) «Глонасс». Это партнерство - федеральный оператор, отвечающий за развитие рынка навигационных услуг в России. Участники этого НП - ассоциация «Глонасс / ГНСС-форум», МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», «Сумма телеком», «Транзас», «Цезарь сателлит» и «Навигационно-информационые системы».

МТС протестировала sim-карты, позволяющие подключать автомобильные телематические терминалы к «Эре Глонасс», рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Продавать такие sim-карты оператор планирует начать в 2015 г. В случае аварии водитель или пассажир смогут связаться с помощью терминала «Эра Глонасс» с такой sim-картой со службами экстренного реагирования (скорой помощи, ГИБДД и др.) и в ручном или автоматическом режиме передать координаты места происшествия и другую информацию.

За реализацию проекта «Эра Глонасс» тоже отвечает это партнерство. Основной частью системы «Эра Глонасс» является инфраструктура виртуального оператора сотовой связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNО), объясняет вице-президент НП «Глонасс» Евгений Белянко. Экстренный вызов и данные об аварии сначала передаются по сети того оператора мобильной связи, который обеспечивает наиболее устойчивую связь на месте происшествия, а затем через ближайший узел системы «Эра Глонасс» поступают в систему «112» и далее в службу экстренного реагирования, говорит он. Но встроенная в терминал sim-карта МТС нужна не только для информирования экстренных служб - с ее помощью автовладелец сможет пользоваться навигационными сервисами, интернет-поиском, совершать звонки и др., говорит Солодовников. Если же в автомобиле сработают датчики, оповещающие о ДТП, программное обеспечение sim-карты переключит бортовой терминал на связь с системой связи «Эры Глонасс», объясняет он.

Согласно техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств с 1 января 2015 г. терминалами «Эра Глонасс» должны быть оснащены все новые модели автомобилей, которые ввозятся в Россию, а с 2017 г. - вообще все новые автомобили, продающиеся на российском рынке. В 2013 г., по данным «АСМ-холдинга», в России было продано 2,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, а годом ранее - 2,94 млн.

По словам Солодовникова, к концу 2013 г. в сети МТС было зарегистрировано 2,45 млн телематических sim-карт (служащих для обмена данными между устройствами) и 41% из них были задействованы в сервисах мониторинга транспорта. Средний месячный доход МТС от таких sim-карт он не раскрывает, но говорит, что он стабилен. С одной стороны, в 2013 г. МТС снижала цены на услуги, с другой стороны, одновременно предлагала клиентам новые сервисы, говорит Солодовников.

По словам Белянко из НП «Глонасс», подключение автомобильных терминалов к «Эре Глонасс» планируется начать с 2015 г. Система «Эра Глонасс» уже готова и подключена к сети МТС, сейчас НП подключает ее к сетям «Вымпелкома» и «Мегафона» в регионах, говорит он. По сведениям представителя НП «Глонасс», специальные sim-карты тестирует не только МТС, но и другие сотовые компании.

«Мегафон» в середине 2013 г. ввел услугу «Контроль автопарка» для корпоративных клиентов, она позволяет в режиме реального времени контролировать движение автотранспорта и отслеживать показания установленных на нем датчиков, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. Количество пользователей этой услуги ежемесячно растет на 10-15%. Планирует ли «Мегафон» выпускать sim-карты для «Эры Глонасс», Дорохина не говорит.

Полный список требований к sim-картам для «Эры Глонасс» пока не опубликован, да и международные стандарты в этой сфере еще не до конца готовы, замечает пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Как только государство сформулирует окончательные требования к сетям передачи данных и sim-картам, «Вымпелком» введет сервисы для «Эры Глонасс», обещает она. У «Вымпелкома» есть несколько проектов, связанных с применением sim-карт, работающих в нескольких сотовых сетях, и эти разработки связаны с автопромом, добавила Айбашева.