ТВ рейтинг: Столкновение двойников в эфире

В.Тараканов/ PhotoXPress

В воскресенье, 2 марта, на двух главных российских каналах - «Первом» и «Россия 1» - состоялась премьера очень похожих друг на друга развлекательных форматов. Музыкальное шоу перевоплощений, когда одни исполнители полностью копируют внешность и репертуар знаменитых коллег по цеху, уже хорошо знакомо зрителям. Прошлой весной оно выходило на «Первом канале» и называлось «Один в один!». Этот формат (оригинальное название - Your Face Sounds Familiar) в России производит компания «ВайТ-медиа», дочерняя компания Endemol. По итогам 2013 г. «Один в один!» стал одним из самым популярных телепроектов в стране, три месяца подряд раз в неделю его смотрело около трети телевизионной аудитории страны. После такого успеха «Первый» не скрывал планов на второй сезон и собирался показать шоу этой весной. Но в январе «ВайТ-медиа» внезапно объявила, что больше не хочет работать с «Первым», и заключила контракт на новый сезон «Один в один!» с «Россия 1». Для «Первого» это стало полной неожиданностью.

Впрочем, «Первый» нашел, чем ответить на такой демарш. На канале придумали аналогичный формат, который назвали «Точь-в-точь». Здесь также одни музыканты перевоплощаются в других. Но у «Точь-в-точь» есть свои отличия в правилах конкурса, поэтому считать это стопроцентной копией «Один в один!» нельзя.

Но и это еще не все. Оба шоу госканалы столкнули лбами в эфирной сетке, поставили с разницей в час и фактически заставили зрителей выбирать что-то одно. В итоге зрители в подавляющем большинстве проголосовали за премьеру на «Первом». Его проект обошел конкурента с большим отрывом. В столице доля аудитории (процент от всех включивших телевизор) шоу «Точь-в-точь» - 22,5%, у «Один в один!» - 13,5%. Рейтинг - 9,2% против 5% (процент посмотревших программу от жителей региона или страны, здесь и далее данные TNS среди россиян старше 18 лет в городах от 100 000 человек). По стране в целом отрыв не меньше: на «Первом» шоу смотрела почти четверть российской аудитории (рейтинг - 9,6%), а на «Россия 1» - лишь около 16% (рейтинг - 5,6%). «Точь-в-точь» по итогам недели стал третьим по популярности телепроектом в стране, а «Один в один!» не попал даже в топ-20.

Это далеко не первая ситуация, когда на двух крупнейших каналах страны параллельно существуют похожие форматы. Так, на волне многолетнего успеха проекта «Пусть говорят» на «Первом» в 2011 г. на «Россия 1» появилось ток-шоу «Прямой эфир». И наоборот, в сентябре 2006 г., через две недели после запуска на «России» шоу «Танцы на льду», на «Первом» стартовал аналогичный формат - «Звезды на льду». Ледовые шоу были очень популярны и выходили в разные дни, так что зрителей хватило на всех.

Были и более сложные истории. Так произошло с «Кривым зеркалом» Евгения Петросяна: сначала передача с огромным успехом шла на «Первом», но в 2004 г. юморист подписал контракт с ВГТРК. «Первый» не сдался и поставил в эфир повторы, и в итоге почти два года «Кривое зеркало» выходило параллельно на двух госканалах! Потом рейтинги заметно снизились, повторы на «Первом» прекратились, а «Россия 1» показывает «Кривое зеркало» до сих пор, но далеко не с таким успехом.

Не повезло с переменой канала и Максиму Галкину. До 2008 г. он был лицом «Первого». Новогодние шоу и сольные концерты с Галкиным стабильно били рекорды телесмотрения, иногда их доля доходила до 60%. После перехода на «Россия 1» таких цифр у его проектов не было даже близко.

Перспектива дальнейшего показа «Точь-в-точь» и «Один в один!» лоб в лоб друг с другом очевидна уже сейчас. В воскресенье «Один в один!» не удержал аудиторию даже на фоне очень популярных из-за Украины выпусков новостей. После спецвыпуска «Вестей недели» (средняя доля 20%) зрители резко уходят с «Россия 1», не заинтересовавшись премьерой «Один в один!». Возвращаются они только через несколько часов, после окончания шоу, на итоговую программу Дмитрия Киселева (доля - 22%). Но на «Первом», где все еще шло шоу «Точь-в-точь», их все равно было заметно больше - около четверти.

Чтобы избежать провала, выход у «Россия 1» только один - перенести показ «Один в один!» на другой день, не сталкиваясь в эфире с «Первым». И, скорее всего, так в ближайшее время и произойдет. Тогда у канала есть шанс удержать внимание аудитории. Ведь как бы ни складывались взаимоотношения между конкурентами - «Первым» и «Россия 1», - сам формат шоу перевоплощений оказался невероятно успешным у зрителей. Ведь даже раздвоение не мешает ему три часа подряд удерживать у экранов телевизора четверть телевизионной аудитории страны.