Девять дней на сборы

Крым поменял вопрос референдума: теперь украинским гражданам предстоит ответить, хотят ли они стать россиянами. До плебисцита остается девять дней, Москва спешно готовит законодательную базу, которая позволит принять Крым в состав России без согласия Украины
Позиция Москвы по крымскому вопросу быстро меняется, рассказывают кремлевские и правительственные чиновники (на фото - министр иностранных дел Сергей Лавров)/ IAN LANGSDON/ ЕРА / ИТАР-ТАСС

Вчера в Госдуме ждали председателя крымского парламента Владимира Константинова - он должен был принять участие в «открытой трибуне» по Украине под руководством председателя нижней палаты Сергея Нарышкина. Однако Константинов не приехал. Вместо этого пришла новость: он провел заседание парламента Крыма. Парламент большинством голосов (78 из 81, всего в парламенте 100 депутатов) принял решение о вхождении республики в состав России. Референдум о статусе Крыма депутаты перенесли с 30 на 16 марта, но главное - поменяли вопрос референдума. Было: «Автономная Республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений» с вариантами ответов «за» или «против». Стало: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?», «Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?» Российские единороссы назвали это решение историческим.

Как принимаются решения

Решение парламента Крыма противоречит прежним заявлениям властей. Крым не собирается отсоединяться от Украины, говорил Константинов 28 февраля. А 3 марта, когда парламент Крыма перенес плебисцит с 25 мая на 30 марта, официальные лица автономии уверяли, что речи об отделении не идет. Да и президент России Владимир Путин на пресс-конференции 4 марта однозначно сказал, что вариант присоединения Крыма к России «не рассматривается».

Источники, близкие к Кремлю и правительству, предполагают, что решение поменять повестку было принято спонтанно, скорее всего - по итогам переговоров с Западом и Киевом.

Все собеседники подчеркивают, что ситуация очень быстро меняется: к решению крымского вопроса подключены многие кремлевские управления и правительственные чиновники, идут постоянные совещания. Путин сразу после объявления новых вопросов референдума провел третью за последние две недели встречу с членами Совбеза (предыдущие были 21 и 25 февраля).

Вчера рабочая группа в правительстве, которая готовит меры поддержки Крыма, должна была представить их Путину, однако не сделала этого, рассказали несколько сотрудников аппарата правительства. Причина та же: вместе с вопросом референдума поменялась и «ситуация». Группу возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак, говорят собеседники «Ведомостей». Но представитель Козака это опровергает: вице-премьер вообще находится в Сочи и занимается Паралимпиадой.

По словам одного из источников, еще 5 марта приемлемым для Москвы компромиссом было бы возвращение сторон к договоренностям 21 февраля (создание коалиционного правительства и постепенный процесс изменения конституции), на чем настаивал российский МИД, однако вчера такой компромисс Россию уже не устраивал. А другой собеседник уверенно говорит: еще накануне предполагалось, что первый вопрос референдума будет звучать иначе - не о присоединении к России, а о Крыме как независимом государстве.

Как готовят базу для присоединения

Сейчас порядок принятия новых субъектов в состав Российской Федерации определен конституционным законом от 17 декабря 2001 г. Там сказано, что присоединение к России иностранных государств или их частей происходит согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, по взаимному согласию России и этого государства, путем заключения международного договора.

На взаимное согласие рассчитывать не приходится: вчера председатель Верховной рады Украины, и. о. президента Александр Турчинов заявил, что остановил действие последних решений парламента Крыма и что Рада будет инициировать роспуск крымского парламента. Украинское законодательство, кстати, вообще никаких региональных референдумов не предусматривает - только общенациональные.

Пока для присоединения Крыма в России нет законодательной базы, признает депутат-единоросс Александр Сидякин, но при необходимости ее можно быстро создать. Депутаты-эсеры во главе с Еленой Мизулиной на прошлой неделе внесли законопроект, согласно которому можно принимать новые территории без согласия «отдающей» стороны. Основанием для присоединения к России новых территорий могут стать результаты референдумов или решения легитимных органов представительной власти этих территорий.

Поправки были написаны по поручению руководителя фракции эсеров Сергея Миронова на случай обострения ситуации на Украине, объясняла тогда Мизулина. Принимать их не планировалось - в таком виде закон противоречил бы нормам международного права, говорили «Ведомостям» несколько депутатов разных фракций. А вице-спикер единоросс Сергей Железняк указывал, что нужен такой закон, который не поставит под вопрос весь послевоенный миропорядок. После вчерашних решений Миронов заявил, что проект был написан специально для Крыма.

Скорее всего единороссы внесут свой законопроект, говорит член этой фракции. По словам человека в руководстве Госдумы, законопроект эсеров принят быть не может, в том числе по юридическим соображениям. Документ был запущен для создания информповода и заодно для поддержки имиджа эсеров. В зависимости от развития ситуации (а она меняется ежечасно), возможно, появится новый документ, но его официальным автором будут либо единороссы, либо лидеры всех фракций.

Любые инициативы о присоединении Крыма будут рассмотрены Госдумой только после референдума и решения российского руководства (о согласии или несогласии принять Крым), сказал вчера председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий. Он утверждает, что Россия выступает за сохранение территориальной целостности Украины - такова позиция всех четырех фракций Госдумы, но у крымчан есть право выносить на референдум важные для них вопросы.

Профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский сомневается в том, что результаты скоропостижно проведенного референдума будут признаны где-либо, кроме России: правила проведения референдума подразумевают, что должно быть отведено время для агитации, людям должны дать время определиться, объясняет он.

Чем отвечают Украина и Запад

«Решение Крыма присоединиться к России незаконно. Референдум в Крыму незаконен», - заявил вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк в Брюсселе. В случае дальнейшей эскалации и продвижения войск на украинскую территорию военные силы готовы защитить страну, сказал он. После переговоров в Брюсселе с европейскими лидерами и генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном он заявил, что членство в альянсе «не на нашем радаре».

Единственное, что сейчас может Украина, - юридически и дипломатически не признавать легитимность решений крымских властей, уверен украинский политолог Владимир Фесенко. По его мнению, перекрывать поставки российского газа в Европу Киев не сможет без согласия ЕС.

О санкциях против России вчера объявила администрация президента США Барака Обамы. Госдеп вводит визовые ограничения в отношении ряда чиновников и частных лиц России и Украины, которые несут прямую или косвенную ответственность за угрозы суверенитету и территориальной целостности Украины, говорится в заявлении Белого дома.

В распоряжении газеты Financial Times (FT) оказался черновик итогового документа вчерашней встречи лидеров Евросоюза. FT отмечает, что Европа не смогла выработать единую позицию относительно кризиса в Крыму - противоречия слишком глубоки. Часть стран во главе с Германией, Италией и Нидерландами выступили против конкретных мер против России. Именно у этих стран самые тесные экономические связи с Россией, отмечает FT, и пока их позиция превалирует.