Отель ЛСР оказался памятником

Проект группы ЛСР по строительству апарт-отеля у цирка остановлен. Здание может быть признано памятником
Блокадную подстанцию предлагают признать памятником/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) передало в петербургскую администрацию историко-культурную экспертизу, согласно которой здание тяговой подстанции № 11 на набережной Фонтанки, 3 А, должно быть включено в реестр памятников регионального значения, рассказал зампредседателя петербургского отделения ВООПиК Александр Кононов. По его словам, вчера объект получил статус выявленного памятника. В КГИОП поступил акт экспертизы на предмет включения подстанции в реестр объектов культурного наследия в качестве регионального памятника, подтвердила представитель комитета.

Подстанция на Фонтанке обеспечивала движение трамваев в годы войны, ее называют «блокадной». ГУП «Горэлектротранс» получило здание от правительства города в 2009 г. для реконструкции под гостиничный комплекс. В июле 2013 г. ФАС удовлетворила ходатайство группы ЛСР на приобретение ООО «Ройял гарденс отель», которое подготовило проект реконструкции подстанции под апарт-отель площадью 8700 кв. м по инвестдоговору с «Горэлектротрансом».

КГИОП готовит в адрес «Горэлектротранса» уведомление о том, что здание попадает под действие ФЗ «Об объектах культурного наследия» и все работы теперь можно вести только по согласованию с КГИОП, говорит его представитель. В течение 45 дней экспертиза ВООПиК будет рассмотрена на рабочей группе, которая примет решение, включать ли здание в реестр памятников, говорит представитель КГИОП.

Представитель инвестора сообщила, что в компании не видели экспертизы, отказавшись от дальнейших комментариев.

Подстанцию надо признать памятником из-за исторической роли, а не с точки зрения его архитектурных достоинств, говорит Кононов. Согласно выводам ВООПиК, сохранить необходимо фасады и архитектурно-планировочное решение, а заявленный проект с подземной парковкой (см. врез) не оставит от здания камня на камне, говорит Кононов.

Стоимость проекта - $50 млн с учетом выполнения всех инвестусловий, которые включали реконструкцию трех тяговых подстанций, прокладку и замену 20 км кабельных сетей, сказал знакомый с проектом источник.

Инвестор в полном объеме выполнил инвестусловия на сумму около 500 млн руб., говорит человек, близкий к «Горэлектротрансу». Если реализацию проекта запретят, то вряд ли вопрос с инвестором удастся решить мирным путем, начнутся суды, предполагает он.

У инвестора есть разрешение на строительство, а также на установку ограждения по месту проведения работ, сообщили «Интерфаксу» в государственной административно-технической инспекции (ГАТИ).

Если КГИОП признает объект памятником регионального значения, снос его будет запрещен, а любые действия с ним необходимо будет согласовывать в КГИОП, утверждает гендиректор Rightmark Group Александр Рассудов. Он также не исключает, что КГИОП может запретить менять функциональное назначение здания из-за его исторического значения.

Если договор с «Горэлектротрансом» предусматривает передачу здания в обмен на строительство новых мощностей, то все условия договора выполнены и ЛСР вряд ли сможет через суд вернуть деньги, полагает Рассудов. Инвестор также может оспаривать решение КГИОП, но практика показывает, что перспектив у таких исков мало, добавляет он.