Цитата недели

«Некоторые части находятся в местах постоянной дислокации, отдельные - выходят на полигоны в соответствии с планом учений». Игорь Тенюх, и. о. министра обороны Украины

Уже прошло 10 дней с момента появления российских спецназовцев и десантников в Крыму, а предпосылок к вооруженному столкновению России и Украины стало не больше, чем до их появления. «Мобилизация» вооруженных сил Украины, как и следовало ожидать, оказалась блефом. В последние дни появилось большое количество видео о выдвижении куда-то тех или иных украинских воинских частей, которые, как и прочие новости о Крыме и Украине, сопровождаются истеричными комментариями «интернет-воинов» с обеих сторон. Однако есть все основания считать, что проверка боеготовности украинской армии, в рамках которой и начались эти телодвижения, преследует множество целей, за исключением одной - вхождения в Крым. Так что слова и. о. министра обороны Украины Игоря Тенюха в целом соответствуют действительности.

Одной из таких целей является демонстрация патриотизма и якобы готовности дать военный отпор России. Кроме того, новому руководству украинского министерства обороны действительно надо понять реальный уровень боеспособности своей армии, которая практически весь период независимости не проводила крупных учений. В ряде случаев преследуется и еще одна цель - вывести боевую технику из городов, дабы предотвратить ее захват нежелательными элементами. Почти все выведенные из мест расположения украинские части отправились при этом на полигоны, а не строить бессмысленный фронт на границе с Россией либо создавать группировку для похода в Крым. Против Крыма был поставлен чахлый заслон, в котором, что интересно, вместе с украинскими военными и милиционерами стоят и пограничники.

Таким образом, столкновение двух армий по-прежнему является исключительно маловероятным. Вероятность же нападения на Россию со стороны НАТО вообще равна нулю, что прямо следует из заявлений западных лидеров. При этом, конечно, военные контрмеры со стороны стран Запада, которые должны показать дееспособность НАТО, принимаются и будут приниматься. Однако заход в Черное море американского эсминца и переброска полутора десятков американских истребителей в Польшу и Литву, как и возможное появление у границ с Россией каких-то новых дополнительных сил, явно не являются приготовлением к войне, хотя, конечно, и воодушевляют украинских патриотов.

Остается еще одна возможность для развязывания конфликта - столкновение вооруженных неформальных отрядов с обеих сторон. Как показывает опыт локальных войн, в такие стычки легко могут втянуться и официальные армии. Однако реальные действия как российских военнослужащих в Крыму, так и украинских силовых структур говорят о том, что как раз этого хотят избежать обе стороны, и это им до сих пор вполне удается.