На вершине: Инженер – специальность женская

Andrew Harrer/ Bloomberg

Гендиректором General Motors Мэри Барра официально стала 15 января, а через два дня разразился скандал. Некоторые СМИ и блогеры в социальных сетях возмущались дискриминацией женщин в GM: компания якобы платит Барре в несколько раз меньше, чем ее предшественнику Дэну Акерсону. Дело этим не ограничилось. Спустя еще несколько дней Барак Обама в докладе конгрессу, на котором присутствовала Барра, раскритиковал автомобильные концерны за дискриминацию женщин в вопросах вознаграждения.

GM пришлось оправдываться: оказалось, что она раскрыла информацию только о части компенсации, которую Барра получит в течение года: $4,4 млн зарплаты и бонусов. С учетом же отсроченных выплат ее вознаграждение составит $14,4 млн. Это больше, чем $11,2 млн, которые GM заплатила в 2012 г. Акерсону. «Компенсационный пакет Мэри Барры соответствует ее рангу», - утверждает председатель совета директоров GM Тим Сольсо.

Тем не менее женщин на руководящих постах в автопроме США по-прежнему мало, и случай Барры - это скорее исключение, подтверждающее общее правило.

От стажера до директора

В GM Барра работает уже 34 года. Она поступила в General Motors Institute на инженерную специальность и в 18 лет стала стажером Pontiac. На глазах Барры GM начала экспансию в Китай, где сейчас продает больше машин, чем в США, и пережила болезненный период забастовок и переговоров с профсоюзами. С 90-х гг. имя Барры постоянно мелькало в верхних строчках ежегодного отчета компании о перспективных сотрудниках, и в 2003 г. она была назначена руководителем завода Detroit-Hamtramck. Под ее руководством запущены новые модели Cadillac DTS и Buick LeSabre.

В кризисный 2009 год, как раз когда GM проходила процедуру банкротства, гендиректор GM Фриц Хендерсон назначил Барру руководителем подразделения по работе с персоналом. Ничего хорошего для ее дальнейшей карьеры это не предвещало: крупные автоконцерны обычно не пускают женщин выше этой должности. Но шанс для Барры появился, когда в том же 2009 году гендиректором GM стал бывший военно-морской офицер и инвестиционный банкир Акерсон, которому правительство США поручило выводить компанию из банкротства.

Акерсон открыл Барре путь к более высоким позициям. В 2010 г. она стала отвечать за разработку новых продуктов компании, а чуть позже - и за вопросы снабжения. С этого момента Барра управляла бюджетом в размере $15 млрд, а у нее в подчинении было 29 000 инженеров на пяти континентах. В декабре 2013 г. GM сообщила о назначении Барры гендиректором. Впервые за всю историю руководство концерном было доверено женщине. В тот же день правительство США, ранее владевшее 60% GM, сообщило, что полностью вышло из капитала компании. Минфин США потратил на спасение GM $49,5 млрд и вернул из этой суммы $39 млрд.

Кризисная управляющая

Барра возглавляет десятку самых влиятельных женщин автопрома США по версии CNN. Шестое место в том же рэнкинге занимает Барб Самарджич, в ноябре 2013 г. назначенная на пост операционного директора Ford of Europe c позиции директора по новым разработкам, что сделало ее вторым человеком в европейском подразделении Ford. Как рассказала Самарджич «Ведомостям», спектр ее задач стал намного шире: «Раньше я отвечала только за разработку автомобилей в Европе, а теперь еще и за закупки, качество продукции, вопросы охраны окружающей среды. А главная цель - вернуть Ford of Europe к прибыльности, что должно быть достигнуто в 2015 г.» (Ford был единственным автоконцерном из детройтской «большой тройки», который смог избежать банкротства в ходе кризиса 2008-2009 гг., но европейское подразделение Ford уже несколько лет остается убыточным).

Самарджич окончила Университет Флориды по специальности «инженер-конструктор». В 1990 г. она начала работать в Ford, в 2002 г. была назначена главным инженером по разработке пикапов F-серий. В 2005 г. Самарджич стала вице-президентом Ford по разработке силовых агрегатов, а в 2011 г. была переведена в Европу. «У женщин есть уникальные качества, которые помогают им на руководящих позициях. Например, женщины умеют хорошо слушать, у них высокий уровень сопереживания и терпения, они ставят командные интересы выше личных», - говорила Самарджич. Комментируя появление в руководстве двух крупнейших автокомпаний женщин, Самарджич сказала «Ведомостям»: «Предстоит изменить еще очень многое. Я не думаю, что появление двух женщин свидетельствует о том, что правила игры изменились. Я жду, что однажды придет день, что люди перестанут обращать внимание на то, что женщина стала гендиректором GM или операционным директором Ford of Europe. Но пока мы еще довольно далеки от этого».

Борясь за равноправие полов, некоторые компании вводят процентные показатели - например, какой процент женщин должен входить в совет директоров и проч. По мнению Самарджич, главное - не пол, а чтобы «правильный человек находился на правильной позиции».

Рассказывать о профессии

По словам Самарджич, когда она заканчивала колледж, девушки в ее группе составляли 5%, сейчас в США на таких специальностях учится около 17% девушек.

Еще в школе девочки делают выбор не в пользу предметов, которые бы им пригодились, чтобы стать инженером, и позже на более высоком уровне им трудно наверстать упущенное, полагает Самарджич. «Посмотрите, что показывают по телевидению вечером, - сплошь юридические и медицинские программы, передача об инженерах - большая редкость», - говорит она. По словам Самарджич, чтобы больше женщин выбирало профессию инженера, необходимо больше рассказывать об этой специальности, необходимы ролевые модели и наставники. Что сама Самарджич уже много лет и делает: она выступает ментором для молодых женщин-профессионалов не из автомобильной индустрии, «поскольку им приходится сталкиваться с теми же вызовами при построении своих карьер, которые приходилось принимать мне».

Дискриминации женщинам бояться не стоит, утверждает Самарджич: инженеры судят о вас в первую очередь по тому, насколько вы сильны как инженер, а не по тому, какого вы пола.

Открыться изменениям

Юлия Шикова, Директор учебного центра в области информационных технологий «Сетевая академия «Ланит»

В юности у меня не было внятной карьерной мечты, равно как и представления о том, сколько в семье должно быть детей. Просто хотелось стать математиком и после замужества повременить с ребенком, чтобы больше времени уделить профессии. Муж в этом меня поддержал. Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах... Тем не менее в жизни я все стараюсь планировать: работу, учебу, семейные дела. Составляю план на год. Хотя есть планы и на неделю, и на день. Мне кажется, что, если у человека нет четкого понимания, что и когда надо сделать, мелочи начнут доминировать в работе и отъедать большую часть времени. В результате эффективность деятельности снизится, а вместе с ней снизится и удовлетворенность жизнью: нельзя чувствовать себя комфортно, когда тратишь много времени впустую. Когда мы узнали, что у нас будет ребенок, я уже давно руководила продажами в учебном центре «Информзащита». До того как уйти в декретный отпуск, мне надо было выстроить схемы мотивации и работу отдела продаж так, чтобы можно было на какое-то время отойти от дел. Это была интересная задача. Структурирование процессов помогает как в рабочих вопросах (после рождения дочки я могла профессионально расти даже во время декретного отпуска), так и в семейной жизни, уклад которой с появлением ребенка существенно меняется. Когда родилась дочь, тем более стало понятно, что умения управлять временем, расставлять приоритеты, избегать конфликтов и видеть первопричины сложных ситуаций необходимы. Два года первого декретного отпуска пролетели быстро, мы пригласили няню, и я еще больше окунулась в трудовую жизнь с ее ненормированными рабочими днями. Близкие это принимали, поскольку знали, что я не могу ограничиваться только домашними делами. Несмотря на любовь к работе, я придерживалась правила: в 18.00 оставлять все производственные дела и ехать домой. В результате у меня есть 2-3 часа полноценного общения с семьей. Такой режим с легкостью укоренился и оказался очень полезным, когда в семье появились еще дети. Скоро нашим двойняшкам исполнится пять лет. Много чего пришлось пережить и переосмыслить за это время. Несмотря на организаторские навыки, мы с мужем оказались совершенно не приспособлены к быстро растущему потоку забот. Воспитание двойни не имеет ничего общего с воспитанием одного ребенка. С работой было покончено, и я была в ужасе от изменений. Первый год пролетел незаметно. О работе практически не вспоминала. Когда в бытовых вопросах наметилась структура, я стала задумываться о продолжении карьеры. Вышла на работу и сохранила график, отстроенный за годы воспитания дочери. Кое-что приходилось делать ночами, чтобы все успевать. Через какое-то время меня пригласили в сетевую академию « Ланит». К этому моменту изменения меня уже абсолютно не страшили. С рождением детей женщина-руководитель совершенствует имеющиеся организаторские навыки и приобретает новые. Я, например, стала еще более рационально планировать собственное время. С уважением отношусь и к личному времени сотрудников. Жизнь одна, и она не состоит исключительно из работы. Еще, мне кажется, дети наглядно показывают, насколько важно постоянно развиваться. Необязательно с головой уходить в образовательные программы, но развивать навыки точечно очень важно. Приятный бонус - работа в учебном центре, тут есть у кого и чему поучиться. У меня нет цели посещать тренинги раз в месяц, но каждый день часа полтора-два читаю книги. Это и художественная литература, и профессиональная. В нашей профессиональной среде принято посещение выставок, семинаров и онлайн-мероприятий - это тоже способствует самообучению и развитию управленческих навыков. Да и просто общение в высокоинтеллектуальной среде с разносторонними коллегами очень мотивирует. С детьми проще принимать новое, поскольку они по природе своей тянутся к новым знаниям, впечатлениям. Это очень заразительно, а когда ты внутренне открыт к изменениям, легче строить карьеру.