«Роснефть» просит много бензина

Мощность Восточной нефтехимической компании «Роснефти» стоит сократить вдвое от запланированного - 15,4 млн т продукции в год, считает ВНИПИнефть. Иначе проект не окупится
Сергей Портер/ Ведомости

По мнению экспертов института, строительство завода не приведет к снижению цены на топливо на Дальнем Востоке, как на это рассчитывает «Роснефть». Объясняют это они тем, что стоимость транспортировки топлива для большинства регионов Дальнего Востока будет высока. К тому же спрос на топливо на Дальнем Востоке до 2032 г. удовлетворяется при условии поставок нефтепродуктов уже с первой очереди, считают они. А на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона нефтехимическая продукция ВНХК встретит серьезную конкуренцию из-за сокращения спроса и наращивания собственного производства местными компаниями. «Поэтапная реализация проекта позволяет обеспечить ввод мощностей по мере роста спроса на рынке. То есть решение о реализации третьей очереди будет вынесено на рассмотрение после подтверждения конъюнктуры возможных рынков сбыта», - говорит представитель «Роснефти». До 2030-2032 гг. ресурсной базой для первой очереди ВНХК будут новые месторождения. А затем обеспечение предприятия нефтью возможно только за счет неоткрытых месторождений, указано в документе. «Роснефть» способна гарантировать поставку ВНХК 12 млн т нефти с 2020 г., 24 млн т - с 2028 г., уверяет ее представитель.

Строительство третьей очереди Восточной нефтехимической компании (ВНХК, предполагает рост мощности с 15,4 млн т нефтехимической продукции в год до 30,8 млн т, см. врез) приведет к серьезному росту инвестиций без гарантии возврата средств из-за невысокой экономической эффективности проекта. Такое заключение сделали эксперты проектного института ОАО «ВНИПИнефть» (копия документа есть у «Ведомостей»). Они предлагают решение вопроса о третьей очереди отложить по крайне мере до 2025 г.

Правительство уже согласовало строительство первой очереди на 12 млн т. Представитель «Роснефти» говорит, что компания проработала вариант увеличения мощности ВНХК с 10 млн до 30 млн т в год по поручению президента России.

Институт сделал оценку на основе данных самой «Роснефти», Росстата и презентации «Ренессанс капитала» «Анализ целесообразности создания нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе». По данным этой презентации, базовая внутренняя норма доходности проекта ВНХК - 12%. При планируемых объемах капзатрат (весь проект оценивается в 1,3 трлн руб.) она не может обеспечить приемлемые сроки окупаемости.

Нефть на ВНХК будет поставляться по ВСТО. Если «Роснефть» построит все три очереди, то к 2028 г. дефицит пропускной способности трубы составит не менее 12 млн т в год. Решить проблему можно сокращением перевалки нефти через порт Козьмино, но это приведет к нарушению договоренностей о поставке нефти на экспорт и ухудшит показатели порта.

Представитель Минэнерго говорит, что оценку ВНИПИнефть делал по поручению министерства. Результаты доложены в правительство, сказал он. Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина от комментариев отказалась. Первые общественные обсуждения проекта ВНХК стартуют в апреле 2014 г., сказал представитель Минэнерго.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что отказ от третьей очереди будет положительно оценен инвесторами, так как «Роснефть» сможет сэкономить около 620 млрд руб.