Без подлых технологий

Карьерных консультантов часто спрашивают, как обезвредить коллегу-конкурента или перекрыть ему путь наверх. Мудрый коуч помогает найти способ выигрывать во враждебных обстоятельствах без интриг и манипуляций
А.Махонин/ Ведомости

Коучей порой просят помочь обыграть «противника» в корпоративных играх, повернуть конфликт в свою пользу, победить в борьбе за бюджет, за который конкурируют разные отделы, рассказывает Екатерина Лопухина, управляющий партнер компании «План Б», которая специализируется на карьерном коучинге. И это логично, ведь карьера почти всегда столкновение противоположных интересов.

Переиграть и обезвредить

Однажды в «План Б» обратился директор производства российской компании, который несколько лет боролся за влияние на первое лицо. Он пришел к коучу за советом, как нейтрализовать руководителя соседнего отдела - директора по маркетингу, который ведет нечестную игру и при этом пользуется у гендиректора огромным авторитетом. Этот маркетолог умел себя подать, был с руководителем на дружеской ноге и очень убедительно говорил на рабочие темы. А клиент Лопухиной, технарь и интроверт, мог говорить только на языке цифр и конкретики. Получалось так, что маркетолог убеждал гендиректора утверждать нереальные планы производства, с которыми это самое производство справиться не могло. В результате виноватым оказывался директор-интроверт, которого обвиняли в невыполнении плана. По сути, он проигрывал в продвижении своих идей. «Когда он пытался напрямую поговорить с маркетологом, тот соглашался с реальными цифрами, но в кабинете начальника снова приводил завышенные показатели, - рассказывает Лопухина. - Как можно повлиять на оппонента в этой ситуации, обезвредить его, спрашивал клиент».

Менять себя, а не других

Как нейтрализовать коллегу-конкурента или с помощью манипуляций занять должность, на которую претендуют еще пять человек? Как выжать из руководства бонусы и привилегии, которые мне не положены? Это довольно частые вопросы, с которыми клиенты приходят к коучам, замечает Павел Безручко, гендиректор компании «Экопси консалтинг». И важно, как консультант реагирует на такие запросы, какие инструменты предлагает использовать.

Если карьерный коуч - настоящий профессионал, он помогает менять себя, а не других. К примеру, Лопухина помогла производственнику увидеть, что наилучший путь - заняться развитием собственных навыков, которых ему не хватает. У него был явный дефицит коммуникативных навыков. «Его руководитель относился к тому типу людей, которые доверяют только менеджерам, которые ему по-человечески симпатичны, - замечает консультант. - Мы по шагам разобрали, как ему вести себя в конкретных ситуациях: что и как говорить, какие аргументы использовать, когда стоит начинать общение, а когда нет». Директору по производству пришлось научиться выстраивать с руководителем не только деловые, но и человеческие отношения. Оказалось, они оба заядлые рыбаки, дети у них одного возраста, что помогло наладить контакт. Постепенно отношения вышли на новый уровень. Кроме того, коуч вместе с клиентом выбрали тактику - по возможности меньше общаться с оппонентом, чтобы погасить конфликт и нивелировать противостояние.

Уйти от манипуляций

Манипулятивные технологии в карьерном коучинге - довольно востребованная услуга. Некоторые строят на этом целый бизнес, замечает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. Всегда найдутся консультанты, готовые помочь «обезвредить коллегу». И вряд ли стоит заниматься морализаторством на этот счет, замечает он. Каждый выбирает карьерную тактику сам, а рынок всегда готов предложить любой консалтинг, в том числе работающий без оглядки на этику.

Коуч помогает другим людям ставить и достигать цели, у каждого коуча есть свои моральные принципы и при выборе клиента он опирается на свою систему ценностей, говорит Ульяна Самолова, президент Samolov Group. «Границы - что этично, а что нет - могут задаваться профессиональным сообществом и государством, но в нашей сфере пока этого нет. Вот каждый и определяет самостоятельно - кто-то отказывается от подобных заказов, а кто-то берется за них, убеждает свою совесть в том, что за свои цели несет ответственность сам клиент», - говорит Самолова.

«Мы часто сталкиваемся с подобными запросами и каждый случай рассматриваем отдельно, - уточняет она. - Часто клиент действует агрессивно и неэтично, потому что он не видит других вариантов. Или он живет по принципу «победа - поражение» и считает, что только за счет поражения другого человека он может выиграть. Коуч может помочь клиенту по-новому взглянуть на свою проблему, переформулировать цели».