От редакции: Операция «Рейтинг»

С.Портер/ Ведомости

Присоединение Крыма - еще один шаг, который прибавит популярности Владимиру Путину. И без того высокий рейтинг одобрения его деятельности (71,6%, по данным ВЦИОМа) подрастет благодаря безоговорочной поддержке россиянами политики Москвы в крымском вопросе. Вопрос - насколько длительным будет рост одобрения действий президента, вызванный скорее эмоциональными, чем рациональными факторами. Годы его пребывания у власти были отмечены циклическими колебаниями популярности разной продолжительности.

Рост популярности и доверия премьеру Путину до его избрания президентом в марте 2002 г. - во многом следствие успешных действий российской армии во время второй войны в Чечне. По данным фонда «Общественное мнение», с октября 1999 г. по февраль 2000 г. доля готовых проголосовать за его кандидатуру выросла вчетверо - с 14 до 57%. Его деятельность тогда одобряли, по данным ВЦИОМа, 76% респондентов. С тех пор рост рейтинга чередовался с периодами стабильности или спада, следовавшими с некоторым лагом за событиями в стране. По данным «Левада-центра», арест Михаила Ходорковского в конце октября 2003 г. повысил долю одобряющих политику Путина с 73% в октябре до 82% в конце ноября. Боевые действия против Грузии в августе 2008 г. увеличили рейтинг одобрения с 80% в июле до рекордных 88% в сентябре. Успешное проведение Олимпиады добавило к рейтингу президента, по разным данным, от 6 до 8%.

Путин и его окружение давно перешли от экспромтов к политике управления популярностью. Но это обоюдоострое оружие. Одобрение деятельности президента, вызванное эмоциональной реакцией, за редким исключением быстро проходит.

Уже к январю 2004 г. доля одобрявших деятельность Путина вернулась к уровню до ареста Ходорковского, подъем 2008 г. завершился через два месяца. Ставка на «голосование сердцем» в условиях ручного управления чревата резкими спадами любви при негативных событиях. Длительное отсутствие Путина в медиапространстве во время операции по спасению подводной лодки «Курск» в августе 2000 г., трагедия в Беслане в сентябре 2004 г. одинаково снижали уровень одобрения его деятельности - с 72 до 65%.

Попытка влиять на эмоции и формировать положительный фон без рационального объяснения не срабатывает, когда люди видят реальное ухудшение материального положения, ущемление социальных и политических прав. Недовольство монетизацией льгот обернулось снижением доли одобряющих деятельность президента с 69% в декабре 2004 г. до 53% в марте 2005 г., прежние показатели вернулись лишь через год. Нарушения на выборах в Госдуму уменьшили рейтинг одобрения с 66% в октябре 2011 г. до 57% в декабре. Ситуация изменилась только к лету 2012 г.

Американский исследователь Дэниел Трейзман отмечал, что стремление продемонстрировать красивые цифры рейтингов или голосов за «правильного кандидата» порождает кризисы доверия, заставляет Кремль и его политтехнологов создавать новые, нередко вымышленные причины для очередного «народного ликования».