Покорение Лены подешевеет

Росавтодор провел конкурс на строительство моста через Лену. Более выгодные для правительства условия выставил консорциум с участием ВТБ

В пятницу Росавтодор закончил прием конкурсных предложений претендентов на строительство моста через Лену (см. таблицу). Государственные вложения в проект моста через Лену будут ниже - оба участника выставили меньшую сумму, а частных инвестиций может быть и больше, объясняет чиновник, курирующий проект: верхний предел установлен только для государства. Расчеты претендентов пока не раскрываются. Мост нужно спроектировать, построить за 6 лет и содержать 8 лет. Проезд по мосту будет бесплатным, государство возместит инвестиции и покроет расходы на эксплуатацию, стартовая сумма платежей - 16,03 млрд руб.

Претендентов два: консорциум «Транспортные концессии (Саха)», в который, по данным руководителя Росавтодора Романа Старовойта, вошли ВТБ, УСК «Мост», «Бамстроймеханизация» и институт «Стройпроект», и консорциум «Якутская мостостроительная компания», в котором «Стройгазконсалтинг», НПО «Мостовик» и российская «дочка» китайской China Civil Engineering Construction.

Заявку подавала и французская Vinci, но у нее нашли нарушения в документах. Vinci намерена участвовать: к предложению «Транспортных концессий (Саха)» приложено письмо поддержки от Vinci Concessions. Представитель Vinci отказался от комментариев. Итоги конкурса объявят до 11 апреля.

За неделю до даты подачи предложений зампред правительства Юрий Трутнев внезапно сообщил, что конкурс проверит Генпрокуратура и, если обнаружатся нарушения, конкурс будет объявлен заново. Пока запросов из прокуратуры в Росавтодор не поступило, сказал Старовойт. Запрос «Ведомостей» в Генпрокуратуру остался без ответа.

Претензии к проекту обсуждались в правительстве, рассказывают три человека, знакомых с итогами совещания. Вывод такой: реальных шагов, чтобы конкурс стал конкурентным и чтобы в нем участвовали квалифицированные компании, сделано не было, говорит федеральный чиновник. Опыт в строительстве оба претендента подтверждали одним и тем же объектом - мостом на остров Русский, продолжает собеседник «Ведомостей», но отменять конкурс нецелесообразно: проект подорожает, инвесторы могут больше не прийти.

Квалифицированные иностранные компании будут в обоих консорциумах, настаивает чиновник, курирующий проект, никаких ограничений не было: сроки подачи заявок не были сжатыми, Росавтодор по просьбе инвесторов снизил требования к опыту компаний. Все, кто хотел, приняли участие в предквалификации, уверен Старовойт.

Когда победитель конкурса спроектирует мост, будет проведен его аудит, знают два федеральных чиновника, а один из них сообщает, что аудит записан в проекте концессионного соглашения.

Партнер Deloitte Александр Дорофеев считает, что компаний, которые могут и хотят работать в суровых якутских условиях, не много: «Добавляем страновые риски, и связанные с макроэкономикой и законодательством, и политические, резко обострившиеся». Естественно видеть среди участников консорциумов российские компании с мощным лоббистским ресурсом - если потребуется менять правила игры, заключает Дорофеев.