С автоматом в Европу

Борис Белоцерковский, владелец оператора торговых автоматов Uvenco, пытается купить британскую SnackTime и обдумывает приобретение и более крупных игроков
Борис Белоцерковский считает, что в Европе есть место новым технологиям/ В. Прокофьев/ ИТАР-ТАСС

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Крупнейший российский оператор торговых аппаратов Uvenco, принадлежащий Белоцерковскому, нацелился на международный рынок. С конца 2013 г. компания ведет переговоры о покупке европейских конкурентов, рассказал «Ведомостям» Белоцерковский.

В частности, компания скупает акции британского вендингового оператора SnackTime. SnackTime - публичная компания, ее бумаги торгуются на Лондонской бирже. Uvenco совместно с основателем SnackTime Блэром Дженкинсом с 2013 г. покупала на бирже небольшие пакеты ее бумаг. На конец января у Белоцерковского было 8,97% в компании, у его партнера - 2,13%, следует из документов SnackTime. Рыночная капитализация британского оператора - около 1,8 млн фунтов стерлингов. Компания управляет более чем 20 000 аппаратов в разных регионах страны: кофе-автоматами, автоматами по продаже снэков и прохладительных напитков, а также кулерами с водой.

«Мы пытались ее [компанию SnackTime] купить. Возникли некие проблемы, но, наверное, мы ее все равно купим», - говорит Белоцерковский. На сайте SnackTime есть информация, что 19 февраля переговоры с Uvenco UK прекращены. В начале февраля партнеры, по словам Белоцерковского, хотели бы купить «минимум 51%» и сохранить публичный статус британского оператора.

Uvenco, по словам Белоцерковского, обсуждает приобретение и более крупных европейских компаний при участии инвестбанка или фонда. «Есть международные компании, которые работают в 10-12 странах Европы, мы их в том числе рассматриваем», - сказал он (подробнее о европейских игроках см. врез).

Европейский и американский вендинговый бизнес создавался достаточно давно, говорит Белоцерковский, средний возраст оборудования, например, в Великобритании - 10 лет. «Понятно, что вся интернет-революция прошла мимо них. Потом наложился европейский кризис. Возникла ситуация, когда у бизнеса есть места для установки [торговых автоматов], но нет оборудования и технологий, которые есть у нас. С этим мы в Европу и пошли», - объясняет он.

На сайте Uvenco эксклюзивным поставщиком оборудования названа компания «Уникум». Белоцерковский был младшим партнером Олега Бойко по Ritzio Entertainment Group, одному из крупнейших игорных бизнесов в России. С 1990-х гг. Белоцерковский владел «Уникумом», который тогда был крупнейшим российским производителем игровых автоматов. Позднее производство было продано менеджменту. Сейчас «Уникум» выпускает торговые, платежные и банковские автоматы. Завод «Уникума» в Санкт-Петербурге может выпускать более 20 000 единиц оборудования в год - каждый пятый торговый автомат, эксплуатирующийся в России, произведен на этом заводе, сказано на сайте компании. «Уникум», говорится на сайте, производит вендинговые автоматы, поддерживающие оплату банковскими картами и мониторинг параметров работы через интернет, с сенсорными экранами и встроенными рекламными мониторами.

Пока размеры потенциального российского покупателя несопоставимы с мировыми лидерами отрасли. Выручка розничного бизнеса Uvenco, по словам Белоцерковского, в 2013 г. составила около 2 млрд руб. «Рентабельность EBITDA стандартная для отрасли, около 15%. Она высокая для ритейла, но у нас другая структура прибыли и есть амортизация оборудования», - говорит он. Свою долю на российском рынке вендинга Uvenco оценивает в 15% (в денежном выражении). «Мы крупнейший игрок, три следующих игрока суммарно по выручке меньше нас, - говорит Белоцерковский. - Хотим за этот год вырасти в 2 раза по выручке».

Uvenco на начало 2014 г. управляла 10 200 автоматами. В России в целом на начало 2013 г. работало около 115 500 таких аппаратов, по данным Европейской вендинговой ассоциации. За 2013 г., по оценкам Uvenco, рынок вырос на 10-15%. Из них около 25% - автоматы российского производства.