Компромисс от Титова

Борис Титов предлагает компромисс по порядку возбуждения дел по налоговым преступлениям - без участия налоговиков, только по новой статье УК о мошенничестве с налогами. Юрист СКР против
Уполномоченный надеется защитить предпринимателей от давления, предлагая включить в Уголовный кодекс новую статью/ М. Сергеев/ Для Ведомостей

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов в первом своем ежегодном докладе Владимиру Путину предложит отказаться от правки ст. 198-199.2 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов физлицами и организациями), рассказал «Ведомостям» бизнес-омбудсмен. Законопроект, возвращающий следователям право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым статьям (с 2011 г. они могут это делать только на основе материалов налоговиков), Путин внес в октябре 2013 г., объяснив целесообразность возврата к прежней версии резким падением эффективности раскрытия уголовных дел. Президентский законопроект принят в первом чтении, ожидается, что правительство ко второму чтению согласует и внесет поправки, которые сделают необходимой налоговую проверку материалов МВД - по ее итогам и будет возбуждаться уголовное дело.

Титов предлагает компромисс: сохранить действующий сейчас порядок возбуждения налоговых дел для ст. 198-199.2, но ввести в УК новую статью 159.7 (мошенничество в налоговой сфере), по которой дела возбуждать на общих основаниях. Он предлагает включить в эту статью два вида преступных действий: незаконный возврат организациями и физлицами излишне перечисленных налогов и уклонение от уплаты налогов путем незаконного сокращения налогооблагаемой базы. Максимальное наказание - до пяти лет лишения свободы или до 1,5 млн руб. штрафа.

Предложение вызовет критику, ожидает Титов. Сейчас он ведет консультации с правоохранительными структурами и бизнес-сообществом, которое настороженно отнеслось к идее. Новая статья УК даст возможность правоохранительной системе заниматься схемами, а не просто ошибками в декларациях и текучкой, уверен омбудсмен, приводя в пример алюминиевую отрасль, которая страдает от огромного масштаба фальсификаций при возврате НДС на рынке вторсырья, и под ст. 199 эти преступления не подпадают. Для предпринимателей главное, чтобы статьи 198-199 не менялись, говорит Титов.

Незаконное возмещение НДС и обналичивание - наиболее распространенные схемы ухода от налогов, говорит руководитель проекта «Общественная дума» Роман Терехин. По оценкам самих предпринимателей, две трети всех российских компаний участвуют в подобных схемах, напоминает он. Предложение Титова - серьезная уступка предпринимательского сообщества, ведь до этого они рассматривали уголовные дела по уклонению от уплаты налогов только как инструмент давления на бизнес. Выделение двух наиболее популярных незаконных схем говорит о том, что бизнес признает существующую проблему массового уклонения.

Такие преступления достаточно сложно выявить, объясняет старший юрист Goltsblat BLP Антон Гусев, а статистика приговоров отражает лишь малую их часть. Но возвращать следователям право возбуждать дела даже только по этим составам опасно, считает Гусев: налогоплательщик в суде докажет, что нарушения закона не было, но к этому времени уже пострадает от обысков в офисе, ареста счетов и имущества.

Старший инспектор Следственного комитета России (СКР) Георгий Смирнов отмечает, что незаконное возмещение НДС и сейчас квалифицируется как мошенничество, так как по сути является хищением бюджетных средств и возбуждается без решения налогового органа. Предложенное понятие мошенничества в налоговой сфере будет конкурировать с действующей редакцией ст. 198 и 199. Налоговый орган не в состоянии выявить мошенничество, так как не наделен соответствующими полномочиями, выявлять налоговые преступления должны правоохранительные органы, использующие оперативно-розыскную деятельность. СКР давно настаивает на создании специальной финансовой полиции, подчиненной президенту, это позволило бы максимально реализовать поставленную им задачу, напоминает Смирнов.