Цифра недели: 1,5 млрд руб.

На столько, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, который курировал подготовку и проведение сочинской Олимпиады, доходы от Игр в Сочи превысили расходы. Игры эти, отметил главный олимпийский чиновник России, стали успешными «не только в части создания инфраструктуры, в части спортивных достижений, но и с точки зрения коммерческой организации». Уже найдено применение этим деньгам: они пойдут на развитие массового спорта в России, о необходимости которого (вот новость-то) заявил на днях президент Владимир Путин.

Коммерческая программа Олимпиады, как мне кажется, была просто обречена на успех. Я вспоминаю свою недавнюю поездку в Сочи, и перед глазами встают очереди за сувенирами в магазинах Bosco. Одноклассник из Ростова-на-Дону попросил меня купить дочке шапку в виде Зайки, одного из талисманов Игр. Добыл я ее на пятый день поисков - в четвертом магазине («эти шапки кончились, возьмите леопарда!»), и стоила шапка (плюс три значка), признаться, недешево. Помню и интервью одного из менеджеров Bosco газете The Wall Street Journal, которая честно признавалась, что компания не ожидала такого ажиотажа и наплыва покупателей в магазинах. Припоминаю и жалобы коллекционеров олимпийских значков, которые в первую неделю Игр безуспешно пытались пополнить свои коллекции редкими экспонатами. Да хотя бы просто новыми значками!

Сочинская Олимпиада побила еще один рекорд для зимних Игр - доходы оргкомитета от реализации маркетинговой программы (поступления от партнеров и спонсоров и т. п.) превысили $1,3 млрд, рассказывал еще до начала Олимпиады директор по маркетинговым программам оргкомитета Дмитрий Маневич. Это в полтора раза больше дохода Игр-2010 в Ванкувере и в три раза больше заявочных показателей организаторов.

Правда, надо уточнить, что прибыль в 1,5 млрд руб. образовалась без учета затрат на строительство, которые, по версии Козака, составили 214 млрд руб., а по неофициальным оценкам - 1,5 трлн руб. Вопрос окупаемости тех самых объектов инфраструктуры, мягко говоря, висит в воздухе.

Но гораздо важнее, на мой взгляд, чтобы во всех этих тратах был смысл. Чтобы в Сочи сохранилось олимпийское наследие и спортивные объекты и базы использовались для подготовки к новым стартам. Чтобы люди не платили за бутылку пива и чашку кофе 800 руб. в аэропортовом кафе (еще одна моя сочинская история) и не думали, чертыхаясь, - ехать отдыхать в Европу или Турцию вместо того же Сочи. Чтобы мы не смотрели, как кадры из фильма ужасов, фото из опустевшего олимпийского города и не думали, что же будет в Сочи дальше. Со всеми этими стадионами, гостиницами, подъемниками и горнолыжными трассами.