Максимальный ретвит: Что будет с рунетом после Крыма

После долгих лет стабильности к этому трудно привыкнуть, но за последние недели горизонт планирования у россиян стремительно сократился. Речь не идет, как раньше, только о политиках или журналистах, масштабные потрясения коснулись или еще коснутся практически всех, а интернета в первую очередь.

Консервативная контрреволюция сейчас в своей завершающей фазе. Перед нами патерналистское государство полуавторитарного типа, почти полностью отказавшееся от формальных либеральных ширм.

Говорить о каком-то оптимистичном сценарии прагматичного отката и возвращения к теперь уже статус-кво 2013 г. (пусть даже и с законами «бешеного принтера») в этой ситуации наивно. Но в равной степени бессмысленно говорить и о «самом плохом» варианте развития событий. Отключение Facebook и Twitter как иностранных агентов и уголовная ответственность за несогласие с внешнеполитическим курсом правительства (с такой формулировкой был недавно уволен профессор Зубов)? Закрытие границ и отключение интернета вообще? Гадать - дело неблагодарное, да и стоит вспомнить, что никто из аналитиков, рисовавших долгое путинское будущее даже в самых черных антиутопических красках, не предполагал, например, присоединения Крыма.

Поэтому сейчас разумнее всего строить реалистичный прогноз с учетом вектора, заданного последними событиями.

Важным итогом надевания намордника на интернет уже стал сдвиг в восприятии сетевой свободы - из абсолютной она стала условной, точнее, обусловленной благоволением действующего правительства, между которым и государством вообще ставится однозначный знак равенства.

По сути, речь идет о распространении на интернет, последний заповедник правового сознания, традиционной российской матрицы. Здесь государство не просто абсолютно само по себе, но и пребывает в неком надправовом пространстве - в отличие, скажем, от европейской авторитарности, следующей хотя бы собственным, пусть и жестоким правилам.

Та же, если утрировать, логика, что и у карателей Ивана Грозного, которые 500 лет назад вырубали на корню институт частной собственности в России. Государь захотел твое поместье - значит, это больше не твое поместье. Государь повелевает заблокировать твой сайт - значит, по твоей ссылке доступна теперь только 451-я ошибка.

Можно предположить, что репрессии в интернете останутся точечными. Огромная сеть легко будет восполнять дырки от блокировок. Массовое сознание можно действительно удивить только отключением основополагающих платформ - например, YouTube, - но до этого вряд ли дойдет. Здесь же важен психологический эффект, вводящий самоцензуру и поддерживающий постоянное ощущение легкой тревоги. Скорее всего тебя не заблокируют и твой пост не сочтут экстремистским, но лучше перестраховаться.

Вопрос тут только в одном: насколько за четверть века успела прижиться европейская модель восприятия действительности, которая сохранялась до последнего времени хотя бы в сети. Если она выживет, то все происходящее будет восприниматься как отклонение от нормы, которое должно быть и будет исправлено. Если ее вырвали с корнем, то все смирятся с тем, что кто угодно из власти может делать что угодно. Тут, как говорят в главной информационной программе «Первого канала», покажет время.