ТВ рейтинг: Новости Украины

В марте выпуски новостей государственных телеканалов окончательно воцарились в российском эфире. Впервые за несколько лет по итогам недели раз за разом именно они становятся самыми популярными передачами и в Москве, и в стране в целом. Так, за прошлую неделю в общероссийском топе оказалось сразу шесть информационных передач (а в Москве даже семь) и только три развлекательных шоу и один сериал. Самым же популярным телепроектом уже несколько недель подряд остается программа «Время» на «Первом канале». Ее сейчас в среднем смотрит более четверти телевизионной аудитории (процент включивших в данный момент телевизор; здесь и далее данные TNS среди жителей старше 18 лет, в городах численностью больше 100 000 человек). Столь же популярными отдельные выпуски программы «Время», конечно, были и раньше, но они уже давно не собирали таких высоких рейтингов день за днем.

Безусловно, такой ажиотаж вокруг информационных форматов связан исключительно с событиями вокруг Украины, и прежде всего с присоединением Крыма к России. В прошлом декабре, когда политическая обстановка в Киеве только начала осложняться, у новостных выпусков двух крупнейших государственных телеканалов - «Первого» и «России 1» - были вполне стабильные показатели. Так, главный информационный выпуск «Вестей» в 20.00 на «России 1» по стране смотрели 11-12% аудитории, программу «Время» на «Первом» - 19%. А уже в январе их доли выросли до 12,6 и 19,3% соответственно.

По мере того как ситуация на Украине начала по-настоящему накаляться и в эфире зазвучали жесткие заявления российских властей о возможном введении войск на территорию этого государства, рос и интерес аудитории к новостям. В феврале вечерние «Вести» в среднем смотрели уже 14,5% зрителей, «Время» - 20,9%. А март, конечно же, стал пиком внимания зрителей к новостям. С 1 по 22 марта «Вести» в 20.00 смотрели 16,4% общероссийской аудитории, программу «Время» - 23,1%. Даже после проведения референдума о присоединении Крыма интерес к новостям не ослабевает. На этой неделе в Москве «Время» по будням смотрит рекордное число зрителей (28%), а «Вести» - 15%.

Столь же внимательно следят россияне и за итоговыми программами госканалов - воскресным «Временем» с Ирадой Зейналовой («Первый») и «Вестями недели» с Дмитрием Киселевым («Россия 1»). В марте их показатели заметно выросли, особенно у итогового «Времени». В последние две недели программу Киселева смотрит на «России 1» около 20% общероссийской аудитории, воскресное «Время» с Зейналовой - 25% зрителей страны (в январе показатели обеих программ были на уровне лишь 15-16% доли аудитории).

Госканалы, кажется, почти непрерывно вещают в режиме чрезвычайной ситуации. На «Первом» и «России 1» уже больше месяца идут бесконечные специальные выпуски политических ток-шоу. На них аудитория тоже реагирует достаточно активно. Те же ежедневные новости увеличили свой хронометраж почти вдвое, прежде всего за счет повторов одних и тех же антиукраинских тем. Итоговые программы также идут гораздо дольше, чем обычно. Из-за этого теперь постоянно смещается время выходов главных сериалов и даже выпусков КВН.

Не удивляет и то, что из-за выступления Владимира Путина перед Федеральным собранием о ситуации с Крымом, а также из-за концерта на Красной площади в поддержку присоединения полуострова госканалы переверстали сетку и отменили даже самые популярные шоу. Зрителей, судя по рейтингам, такой информационный потоп полностью устраивает - после просмотра речи Путина они остались еще и на специальные выпуски новостей, которые состояли из повторов основных моментов только что прозвучавшего выступления президента. В итоге оба спецвыпуска вошли в топ-10 новостей по итогам прошлой недели (см. таблицу).

Последние месяцы российским телезрителям почти ничего не сообщают о жизни родной страны, в новостях только и говорят что об Украине. Так, в самом популярном выпуске вечерних «Вестей» за этот месяц (рейтинг 7,4% и доля 18,8%, вышел в эфир 10 марта) из 54 минут эфирного времени теме Украины и Крыма было отдано более 45 минут (около 10 сюжетов). У «Времени» пик смотрения пришелся на 17 марта, на следующий день после референдума в Крыму (доля 28,2%, рейтинг 11,5%). Из 50 минут программы почти 35 были посвящены Украине (9 сюжетов). Госканалы впервые так преуспели в пропаганде, подобного эффекта не было даже во время войны с Грузией в 2008 г. Сейчас ради новостей с Украины российские зрители изменили даже любимым сериалам и Андрею Малахову.