Плата за простой

Доходы издателей многопользовательских игр сильно зависят от доступности сервиса. Простой может обернуться не только прямыми убытками, но и уходом игроков, свидетельствует пример Innova
Геймеры не переносят простоев в игре/ Е. Разумный/ Для ведомостей

Компания Innova решила вернуть Dell коммутатор E600, после того как в конце 2012 г. у него сгорели оба процессора, основной и дублирующий, и почти все новогодние каникулы игры Innova были недоступны игрокам, рассказал «Ведомостям» гендиректор ООО «Иннова дистрибьюшен» Сергей Пономаренко. Из-за простоя после аварии Innova потеряла больше $1 млн прямых доходов от входящих платежей и еще больше - на уважении игроков. «Сервис упал в разгар пика, когда основная наша аудитория играет», - говорит Пономаренко. По его словам, Innova не требует у Dell компенсировать убытки, но хочет вернуть E600 и получить за него деньги ($0,52 млн); а Dell считает, что выполнила все обязательства по контракту и ничего платить не должна. Гендиректор Dell в России Борис Щербаков заявил «Ведомостям», что знает о проблеме с Innova, но отказался ее комментировать.

Innova - издатель массовых онлайн-игр, популярных в рунете. По оценке информационного портала Kanobu, посвященного играм, две изданные этой компанией игры вошли в топ-20 по сборам в СНГ: корейская ролевая игра Lineage 2 ($14,4 млн, 10-е место) и стрелялка Point Blank ($8,4 млн, 18-е место). Индустрия онлайн-игр зарабатывает все больше, так, две разработанные китайским холдингом Tencent игры, занимающие первые два места по выручке, принесли своим создателям в 2013 г. $957 млн (шутер CrossFire) и $624 млн (стратегия League of Legends), по оценке SuperData.

Многодневные простои губительны для бизнеса онлайн-игр: за день простоя игра теряет 2-3% игроков, а за неделю - 20-30%, из которых половина уже никогда к ней не вернется, оценивает один из основателей Innova Олег Самбикин. После ухода из Innova он основал другую похожую компанию - Syncopate, издавшую ролевую игру Blood and Soul (сборы в СНГ за 2013 г. - $8,3 млн, по оценке Kanobu).

По словам Пономаренко, Dell не выполнила обязательства перед Innova по замене неисправных деталей в E600. Innova платила по $30 000 в год разработчику E600, компании Force10 (Dell купила ее в июле 2011 г. за $700 млн), только за то, что та должна была заменить неисправное железо в течение четырех часов после поломки - а замена заняла 156 часов, т. е. почти неделю, сетует он. Переписка с Dell, по его словам, заняла весь 2013 год.

Однако бывшие сотрудники Innova, работавшие с E600, считают, что Dell правильно отказывается платить за сбой коммутатора. E600 был «практически неубиваемым»: в нем все модули дублировались, объясняет бывший технический директор Innova Максим Шапошников, построивший инфраструктуру не только в Innova, но и в известных интернет-компаниях «Бегун» и Mamba.ru, а также в британской службе социального дейтинга Badoo. Innova получила E600 намного дешевле номинальной стоимости, говорит Шапошников: он утверждает, что лично договорился с Force10 о скидке в 70%. Однако коммутатор был слишком передовым, поначалу работал с небольшими проблемами и требовал специальной подготовки от инженеров, признает он. Для работы с E600 были нужны специалисты, прошедшие специальный курс подготовки, - таких в России немного, говорит бывший главный инженер Innova Дмитрий Володин, уволившийся из нее в марте 2011 г. В Москве не более пяти специалистов, способных квалифицированно обслуживать оборудование класса E600, знает владелец одной из компаний - издателей онлайн-игр.

У Innova такие специалисты были, но, по словам Шапошникова, их разогнали после того, как ему отказали в выплате опционов «на миллионы долларов». Сертифицированных инженеров разогнали до аварии, подтвердил Володин, а специалистов Dell во время аварии не допустили к E600, хотя этого требует протокол диагностики в сложных случаях.

«Была скандальная история, после которой их выпроводили из компании - они подключились к почте всех топов и банальным образом воровали информацию», - говорит о бывших технических сотрудниках Innova Пономаренко. Он подтвердил, что решение о покупке E600 и установку коммутатора осуществляли именно они, и сомневается, что этот коммутатор подходил для компании. Пономаренко уверяет, что сейчас в компании работают специалисты, сертифицированные в компаниях - производителях оборудования Cisco и Juniper.

Шапошников утверждает, что его и его подчиненных уволили из-за фальсифицированных уголовных дел.