Страховка для Sukhoi Superjet

Агентство «Эксар» сможет предоставлять 100% страховой гарантии по экспортным кредитам на поставки самолетов Sukhoi Superjet 100 и строительство газопровода «Южный поток»
Сергей Портер/ Ведомости

Минэкономразвития предлагает дать агентству «Эксар» (100% у ВЭБа) право предоставления 100% страховой гарантии по экспортным кредитам, говорится в документе о мерах стимулирования экономического роста (есть у «Ведомостей»). Эти предложения внесены в правительство в начале марта и должны быть рассмотрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сказал «Ведомостям» источник в аппарате правительства.

Сейчас объем страхового покрытия «Эксара» лимитирован 95% от объема кредита или экспортной сделки - по политическим рискам и 90% - по предпринимательским рискам, указывается в документе. Но «принципиальным требованием иностранных банков», кредитующих такие проекты, «является предоставление 100% безусловного покрытия экспортного кредита». По словам первого заместителя гендиректора «Эксара» Михаила Карякина, речь идет о выборочных сложных проектах, например об экспортных поставках самолетов Sukhoi Superjet и строительстве газопровода «Южный поток». Эти два проекта упомянуты и в документе Минэкономразвития.

Единственную экспортную сделку по поставке 20 самолетов Sukhoi Superjet мексиканской авиакомпании Interjet финансировал ВЭБ (ему же принадлежит «Эксар»). Для этого он взял синдицированные кредиты у консорциума зарубежных банков. Страховые гарантии предоставили экспортно-кредитные агентства Coface (Франция) и Sace (Италия). Но, несмотря на «участие в поддержке экспорта этих самолетов», следует из документа Минэкономразвития, иностранные банки все равно требуют 100% безусловного покрытия экспортного кредита.

Представитель ВЭБа сказал, что банк не испытывает проблем с привлечением финансирования для Superjet. Но под 100%-ное страховое покрытие можно будет привлекать более выгодные кредиты, отмечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Руководитель лизинговой компании знает, что под Superjet финансирование привлекалось за рубежом под 6-7% годовых на срок в пределах 12 лет. А российские банки, по его словам, до последнего времени выдавали кредиты авиализинговым компаниям в рублях под 12-15% годовых на 15 лет.

«Подобные требования предъявляются коммерческими финансовыми институтами и консультантами, организующими финансирование «Южного потока», - указано в документе Минэкономразвития. В 2012 г. финансовыми консультантами South Stream Transport (оператор морского участка «Южного потока», 50% у «Газпрома», 20% у итальянской Eni, по 15% у немецкой Wintershall и французской EdF) были выбраны ING Bank, Credit Agricole и Russian Project Finance Bank. В октябре 2013 г. «Газпром» объявил о намерении акционеров South Stream Transport самостоятельно обеспечить финансирование работ по морскому участку.

Представитель «Гражданских самолетов Сухого» сказал, что производитель самолетов Superjet будет и дальше работать с Coface и Sace, но от дальнейших комментариев воздержался. Представитель «Газпрома» не стал обсуждать состояние финансирования «Южного потока».

По данным Карякина, проектная компания «Южного потока» пока только занимается поиском финансирования, но «Эксар» планирует и готов участвовать в проекте в части страхования.

По сути, речь идет о том, что «Эксар» будет давать государственные гарантии по экспортным кредитам, поскольку «Эксар» - «дочка» ВЭБа, говорит источник «Ведомостей» в аппарате правительства. По его словам, «это будет удобно всем, и в первую очередь экспортерам, поскольку они получат все необходимое в одном месте». Но для этого необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее деятельность материнской компании «Эксара» - ВЭБа, в частности закон «О банке развития», говорится в документе Минэкономразвития. Источник «Ведомостей» в аппарате правительства не смог сказать, когда такие поправки могут быть внесены.