Попутчики из Китая

Китай решает финансовые проблемы европейских автоконцернов, получая взамен доступ к новым рынкам и ноу-хау. Но догнать мировых лидеров вряд ли получится, считают эксперты

Китай, сумевший создать у себя мощную автомобильную индустрию с помощью СП с мировыми автоконцернами, на протяжении последних нескольких лет активно инвестирует в зарубежный автопром, напоминает партнер EURussia Partners Иван Бончев. В 2005 г. китайская Nanjing Automobile Group купила разорившегося британского автопроизводителя MG Rover, а в 2008 г. его приобрела китайская корпорация SAIC. Обанкротившуюся шведскую Saab Automobile AB в 2012 г. купил консорциум National Electric Vehicle Sweden AB с китайско-японским капиталом. Производство автомобилей под брендом Saab возобновилось в конце 2013 г., продажи будут ориентированы в первую очередь на Китай. Шведская Volvo Car Group, которой с 2010 г. владеет китайский автоконцерн Geely, осенью начала серийное производство на своем первом заводе в Китае. Рост глобальных продаж Volvo в 2013 г. (на 1,4% до 427 840 шт.) произошел за счет обновления модельного ряда и «мощного рывка на рынке Китая», говорится в сообщении Volvo: продажи на китайском рынке в 2013 г. выросли на 45,6% до 61 146 шт.

PSA Peugeot-Citroen подписала рамочное соглашение с китайской Dongfeng Motor в присутствии президента Франции Франсуа Олланда и его китайского коллеги Си Цзиньпина, передало Reuters. Государственная Dongfeng Motor Group и французское правительство получат по 14% в автостроительной компании после допэмиссии акций PSA на 3 млрд евро. Французский президент заявил, что благодаря сделке PSA станет автопроизводителем глобального масштаба. «Речь идет уже не только о совместных продажах, а об общих инвестициях», - сказал он. Терпя убытки почти на всех рынках, PSA возлагает большие надежды на Китай, обещая утроить совместные продажи с Dongfeng до 1,5 млн автомобилей в 2020 г. Второе китайское СП PSA с Changan планирует выпускать 200 000 автомобилей премиум-бренда DS в 2016 г.

Для китайских компаний вхождение в капитал иностранных автоконцернов позволяет получить быстрый доступ к новым рынкам (прежде всего это касается участия в компаниях Volvo и Peugeot-Citroen) и ноу-хау по всей цепочке: закупки комплектующих - производство - продажи и сервис, указывает Бончев. Китайские компании заинтересованы в доступе к инженерно-техническому опыту европейских автоконцернов, говорит аналитик IHS Automotive Ян Флетчер. «Это позволит им быстро улучшить свои автомобили», - замечает он. Например, Geely, объединившей усилия с Volvo в разработке нового компактного автомобиля.

Пока китайские автомобильные компании не готовы стать глобальными игроками и ориентируются прежде всего на удовлетворение спроса на домашнем рынке, считает Бончев. В 2013 г. продажи автомобилей в Китае выросли на 14% до 22 млн шт., по данным OICA. Полученные от зарубежных компаний компетенции в автомобилестроении позволят китайским автоконцернам не только увеличить продажи на домашнем рынке, но и дозагрузить европейские заводы своими моделями, а также нарастить экспорт из Китая, думает Бончев. В 2013 г. вывоз автомобилей из страны сократился на 7,5% до 977 300 шт., по данным Ассоциации автопроизводителей Китая (САММ).

По мнению аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, в ближайшие годы китайские бренды смогут сократить разрыв с такими гигантами, как GM, VW, Toyota и др. Но догнать их вряд ли смогут, уверен он.