Цифра недели: 30%

Закон о налогообложении иностранных счетов американских резидентов - FATCA - принят еще в 2010 г. С 1 июля 2014 г. банки, страховщики, брокеры и прочие финансисты по всему миру обязаны отчитываться о счетах налоговых резидентов США (как частных, так и корпоративных, которых американцы контролируют хотя бы на 10%).

Несогласных с правилами игры FATCA оставляет в подвешенном состоянии. С 2017 г. любая их транзакция, проходящая через территорию США, может быть обложена 30%-ным штрафом. Правда, с 1 июля 2014 г. будет действовать бета-версия штрафа: с выплат пассивного дохода от американских активов в пользу «несогласных». Штрафы будут удерживать не только американские налоговики, но и все подключившиеся к системе. Как сказал один занимающийся законом юрист, FATCA - это секта.

Понятно, что весь остальной мир не был в восторге от секты, но ничего не поделаешь. США - одна из немногих стран, где налоговое резидентство привязано к гражданству (в России - ко времени проживания в стране в течение года). И вот союзники США нашли компромиссное решение: вступить в FATCA целыми банковскими системами, как предприятия со всеми работниками когда-то вступали в народный фронт Владимира Путина. Великобритания, Германия и прочие пошли по этому пути: заключили межгосударственные соглашения с американцами о взаимном обмене такой информацией. В итоге банки передают данные своим чиновникам, а те уже меняются с коллегами из США.

В России изначально к закону отнеслись скептически, лишь к 2012 г. стали готовить какую-то реакцию. МИД, как часто бывает, проснулся лишь в 2013 г., когда Минфин уже готовил межгосударственное соглашение с США. По требованию МИДа (спасибо, поучаствовал) из текста убрали упоминание о законе FATCA, хотя текст соглашения во многом его повторяет.

Но вдруг американцы поставили нас на «холд». Официально не отказывают, но дают понять, что соглашения не будет. Более того, банкиры и чиновники рассказывают, что с проблемами сталкиваются и банки, желающие заключить отдельные соглашения с IRS. Российские банки оказываются в подвешенном состоянии. С одной стороны, российские законы запрещают им пересылать данные клиентов иностранным налоговикам, тем более безакцептно списывать средства в их пользу. С другой - банки не могут отказаться от работы со всем миром: вся система, подобно банку «Россия», не может остаться только в рублях.

Такими действиями американцы рассчитывают добиться от России агрессии, когда формально на нее не было причин. Важно не поддаться на эту провокацию. Заявления министра финансов Антона Силуанова, что Минфин уже готовит необходимые поправки, - хороший сигнал. Если мы сделаем все, чтобы защитить российские банки от санкций, а американцы продолжат играть в молчанку, - эта победа не будет нуждаться в разъяснениях «киселевской пропаганды».