Концентрация без группировки

Со слов Ангелы Меркель, Владимир Путин обещал отвести войска от границы с Украиной. Их сосредоточение не означает развертывания группировки, способной к вторжению, говорят эксперты
Российские войска проводят учения у границ с Украиной с начала марта (на фото - российские десантники в Белгородской области 12 марта)/ Sergei Khakhalev/ Reuters

Владимир Путин пообещал канцлеру Германии Ангеле Меркель отвести российские войска от границы с Украиной. Об этом сообщила пресс-служба Меркель после ее телефонного разговора с Путиным, состоявшегося вечером в понедельник по инициативе президента России. Это было первое сообщение о перемещении войск с российской стороны границы, сделанное президентом. В сообщении об этом разговоре на сайте Кремля об этом ничего не сказано, пресс-служба сообщила лишь об обсуждении ситуации вокруг Приднестровья и внутреннего устройства Украины.

Однако спустя несколько часов генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что пока, «к сожалению, не может подтвердить» информацию об отводе российских войск от границы (цитата по Reuters). Во вторник вечером сама Меркель сказала журналистам, что «на сегодняшний день у меня нет причин сомневаться в том, что это [отвод войск] произойдет» (цитата по «Интерфаксу»), но подчеркнула, что может опираться «только на информацию, полученную от российского президента» и намерена «собрать больше информации для понимания того, насколько это достоверно».

Министерство обороны России вчера никаких сообщений об отводе войск не распространяло, а министр обороны Сергей Шойгу заявил на заседании министров обороны ШОС в Таджикистане, что «дополнительную напряженность создает нагнетание истерии в средствах массовой информации по якобы предстоящей российской оккупации восточных регионов Украины».

Анализ фото и видео в соцсетях и сообщений украинской прессы позволяет предположить, что свои батальонные тактические группы (БТГр) на учения в приграничные с Украиной области могли отправить 4-я гвардейская танковая и 2-я гвардейская мотострелковая дивизии из Подмосковья, 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия из Пскова, 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада из Ульяновска, 106-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия из Тулы, 23-я отдельная мотострелковая бригада из Самары (ее группа была под Ростовом с момента начала в конце февраля внезапной проверки, о ее убытии домой сообщила в понедельник британская телекомпания BBC), говорит соавтор книги «Новая армия России» Антон Лавров. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, в учениях по плану боевой подготовки в районе от украинской границы до нескольких сотен километров вглубь России участвует несколько, по всей видимости не более десяти, БТГр вышеназванных и некоторых других соединений ВДВ и Сухопутных войск, при этом каждое соединение послало по одной БТГр. Их ротация может восприниматься как наращивание или ослабление группировки на границе. Но при этом самой группировки как готового к действиям по единому плану объединения в военном смысле нет, поскольку сейчас явно не развернуты тылы и органы управления. По словам Мураховского, речь, таким образом, идет об обычной боевой подготовке тактического уровня, но сдвинутой к границам Украины с целью оказания давления на киевские власти.

Вчера поздно вечером в Брюсселе саммит министров иностранных дел НАТО решил, как следует из заявления по итогам встречи, оказать «немедленную и долгосрочную» помощь Украине в усилении ее обороноспособности, но в рамках уже существующего партнерства. О членстве в НАТО в заявлении не говорится. Одновременно саммит решил прекратить все военное и гражданское сотрудничество с Россией, но сохранил возможность политических контактов; следующий обзор отношений с Россией будет в июне. Составлен пакет мер по укреплению сотрудничества с восточноевропейскими членами НАТО, включающий консультации с ними и реализацию существующих программ. Это может означать дополнительное развертывание некоторого количества американских войск и вооружений и помощь в таких программах, как укрепление ПВО Польши, считает источник, близкий к Минобороны России.

Несмотря на то что членство Украины в НАТО не стоит в повестке дня, оставить без ответа действия России и без поддержки Киев невозможно, говорит натовский чиновник.