От редакции: Мягкое ужесточение

AP/ RIA-Novosti

Внесенные в понедельник в Госдуму законопроекты о двойном гражданстве и поправках к закону о митингах демонстрируют вероятный сценарий дальнейшего похолодания.

Законопроект единоросса Сидякина предполагает ужесточение ответственности вплоть до лишения свободы до пяти лет для тех, кто неоднократно нарушал закон о митингах. Скорее всего, первоначальная редакция будет смягчена - слишком жесткой ее назвал даже Геннадий Зюганов. А из трех законопроектов о двойном гражданстве, по-видимому, будет принят «умеренный» вариант Андрея Лугового - он не предполагает лишения свободы для скрывших второе гражданство (только исправительные работы), зато в отличие от варианта справедливоросса Казакова распространяется на всех граждан, а не только на чиновников и топ-менеджеров госкорпораций. Законопроекты были внесены после встречи президента с сенаторами в прошлый четверг. Владимир Путин призвал законодателей «не напринимать каких-то решений, которые существенным образом ограничили бы гражданские свободы», и «не прятаться за репрессивные рамки». Фиксировать двойное гражданство правильно, заметил он, но меру ответственности уклонистов должен определить парламент.

Эксперты отмечают, что успех крымской мобилизации власть может использовать одновременно двумя способами. С одной стороны, закрепляя уже сложившийся статус-кво (введение новых фильтров на региональных выборах окончательно вытеснит внесистемную оппозицию из политического поля, а мобилизация экономики окончательно лишит либеральных экономистов оставшегося влияния). А с другой - смягчая самые людоедские инициативы излишне ретивых чиновников, но при этом продолжая двигаться в избранном направлении.

Эта игра очень характерна для Путина. Он не терпит внешних ограничений, но, уничтожив их, начинает демонстрировать сдержанность. Перед выборами 2008 г. целые региональные правительства просили Путина идти на третий срок, но он отказался, заявив, что это противоречит Конституции. Впрочем, в 2012-м он фактически пошел на четвертый. Так было после первого и второго приговоров Ходорковскому, отменивших гарантии прав собственности нелояльному бизнесу и независимость судов. За несколько месяцев до конца второго срока президент помиловал Ходорковского, ни на минуту не поставив под сомнение законность приговоров.

В мирное время, чтобы выглядеть «единственным европейцем», приходится нарочито сгущать фон, доводя гротеск до опасной черты, за которой политическое поле начинает выглядеть инсценировкой. Маленькая победоносная операция хороша тем, что позволяет игроку вновь выглядеть убедительным.