Интервью: Продюсеры территорий

М. Стулов

Каждый год с карты России исчезает несколько поселений. Медвежьих углов даже в Подмосковье и ближайших областях более чем достаточно. Что можно сделать для «оживления» территорий, как получить финансовую поддержку государства, рассказал Сергей Георгиевский, директор департамента государственно-частного партнерства (ГЧП) центра территориальных инициатив «Архполис». В течение нескольких лет ему удалось включить проект парка искусств на Угре в федеральные программы и получить 900 млн руб. бюджетных денег. Этот пример можно и нужно масштабировать на всю страну, уверен он.

Некоммерческая организация. 

Основана в 2011 г. российским предпринимателем Максимом Ноготковым как платформа для реализации творческих задач на территории Никола-Ленивца. В настоящее время участвует в работе более чем над 20 проектами реорганизации и развития территорий в Москве, Подмосковье, Калужской, Тверской и других областях. Совместно с Московской архитектурной школой МАРШ и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ разработали образовательную программу «Новые лидеры территориального развития».

«Архполис» известен в связи с творческим проектом «Никола-Ленивец». Во времена СССР в Дзержинском районе Калужской области был огромный колхоз, который после перестройки канул в Лету. Возрождение началось с приезда в Никола-Ленивец художника и архитектора Николая Полисского и его друзей. На Угре они основали художественную деревню. Никола-Ленивец стал международно известным после инсталляции «Снеговики» - Полисский с местными жителями в 2000 г. скатали 200 снеговиков на склонах реки. Летом сложили Вавилонскую башню из сена. Так началось то, что сейчас называется фестивалем ландшафтных объектов «Архстояние».

- Фестиваль отлично существовал и без «Архполиса». Зачем потребовалась команда менеджеров?

- Фестиваль «Архстояние» искал спонсоров. Одним из тех, к кому обратились организаторы, стал президент группы компаний и банка «Связной» Максим Ноготков. Поддерживая фестиваль, он проникался атмосферой места.

Позже сообщество архитекторов решило развивать Никола-Ленивец как творческую резиденцию. Переход на новый этап потребовал решить множество финансовых и управленческих вопросов, что требовало других специалистов. Так в 2011 г. был создан центр поддержки художников, архитекторов, дизайнеров и представителей исполнительских искусств «Архполис». Учредителем организации выступил Максим Ноготков. На должность директора был приглашен Олег Гончаров, который к тому моменту сделал первый в России успешный проект реновации промзоны - дизайн-завод «Флакон». «Никола-Ленивец» - это наш флагманский проект. На нем мы показываем, как можно развивать негородские территории.

К тому моменту появились внешние по отношению к территории люди, заинтересованные в приобретении земель для застройки и продажи. Это бы мешало развитию места. Тогда Максим Ноготков выкупил 650 га территории, сохранив таким образом формирующийся парк искусств.

- Это особо охраняемые земли?

- Значительная часть территории арт-парка расположена в зоне охраняемого ландшафта национального парка «Угра». Но не нужно путать зону охраняемого ландшафта с заповедной зоной или с особо охраняемой зоной, на которых действуют строгие ограничения. Согласно российскому законодательству на территории национальных парков могут располагаться поселения, на них можно вести различную деятельность. Есть также территории, которые можно приобретать или брать в аренду. Территория арт-парка частично лежит в зоне нацпарка, частично - в зоне смежных территорий, которые не имеют статуса охранных. Ноготков защитил территорию проекта, что позволило ему планомерно развиваться дальше.

- Кто официальный инвестор?

- Инвестор проекта - Максим Ноготков.

- Арт-парк - это социальный или бизнес-проект?

- Максим не планирует зарабатывать на «Никола-Ленивце», это социальный творческий эксперимент. Все сделанные им вложения безвозвратные. Есть только одно условие: «Архполис», как управляющая компания, должен сделать проект самоокупаемым, а для этого проект должен стать по-настоящему устойчивым. Согласно нашей стратегии развития проект выйдет на самоокупаемость к 2019 г. Все, что заработано, остается внутри и реинвестируется в развитие.

- За счет чего творческий кластер начнет приносить прибыль?

- Основой для получения прибыли являются средства размещения, создаваемые на территории: коттеджи, кемпинговая и экокемпинговая инфраструктура, палаточные города. Созданы две точки общепита - ресторан и столовая. Продуктами обеспечивает созданная экоферма, которая также является точкой притяжения аграрного туризма. Согласно утвержденной концепции площадь гостиничной инфраструктуры будет доведена до 29 500 кв. м. Также организуются мастерские, где создаются малые архитектурные формы, предназначенные для общественных пространств и парков городов, появляются коворкинговые пространства и арт-резиденции.

- Займетесь девелопментом?

- Речь не идет о привычных коттеджных поселках. Важное условие - не нарушать творческую экологию пространства. Все строения без исключений ограничиваются установленными на территории нормами, их проектируют архитекторы из числа членов сообщества.

- Знаю ряд подобных проектов, в которые владельцы вкладывают годами в надежде, что он когда-нибудь сам себя обеспечит.

- Любой проект должен работать в реальных и естественных условиях: он не должен вечно дотироваться на средства одного, пусть даже заинтересованного в нем человека, он должен быть устойчивым. И ГЧП является одним из ключевых этапов построения устойчивого проекта. Ни для кого не секрет, насколько сложно подключиться к необходимой инфраструктуре, находясь, по сути, в чистом поле, и, главное, насколько это дорого. Использование механизмов ГЧП позволило обеспечить ТРК «Никола-Ленивец» всем комплексом инженерной инфраструктуры за бюджетные средства в размере 303 млн руб. по федеральной и региональной целевым программам по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ и Калужской области соответственно. А включение проекта в программу по совершенствованию и развитию сети автодорог в Калужской области позволило претендовать на реконструкцию за счет бюджетных средств необходимого участка дороги.

- Вы наверняка не единственные претендовали на субсидии? Сложно было попасть в госпрограмму?

- Среди проектов ежегодно проводится конкурс на включение в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ в 2012-2018 гг.». С 28 апреля по 28 мая 2013 г. Ростуризмом проводился очередной сбор заявок на участие в конкурсном отборе. 13 субъектов РФ, в том числе Калужская область, направили 17 заявок. В программу прошли четыре из них. Наш проект разделил 1-е место с проектом из Чувашии.

Чтобы включить проект «Никола-Ленивец» в федеральную целевую программу, мы работали примерно год. Необходимо было пройти государственную экспертизу, в которой анализировались экономическая и юридическая составляющие, взвешивался культурный вклад проекта.

Первым этапом стало вхождение в региональную программу по развитию туризма, было получено софинансирование со стороны Калужской области. Затем нас включили в региональную программу по дорогам. Благодаря тому, что регион согласился софинансировать проект, мы смогли претендовать на включение в федеральную программу. Дальше надо было пройти многоуровневую процедуру согласований и утверждений.

- Как распределяются вложения между инвестором и государством?

- Суммарная стоимость проекта составляет более 3 млрд руб. Из них вложения государства - около 30%, т. е. приблизительно 900 млн руб. Региональные и федеральные средства выделяются поэтапно (до 2018 г.) на создание обеспечивающей инфраструктуры: электрификация, газоснабжение, водоотведение и отведение стоков в пропорции 29% - средства федерального бюджета, 7% - регионального и 64% - частные инвестиции.

Инвестор вкладывает средства в создание объектов основной гостиничной и туристической инфраструктуры, а также в содержательное наполнение территории: фестиваль, мастерские, организация и проведение каких-то событий и проч.

Мы стараемся максимально широко использовать возможности ГЧП. Сейчас совместно будет развиваться инфраструктура, в этом году собираемся вовлечь культурную часть, в следующем - образование и т. д. Чем выше процент вовлечения государства, тем устойчивее получится проект.

- Сколько времени уходит, чтобы договориться о ГЧП?

- Чтобы попасть в одну целевую программу, нужно от 9 месяцев до 1,5 года. Мы используем только законные рычаги, рассказываем о проекте, иллюстрируем при помощи цифр, убеждаем. Поэтому наш путь долгий.

- На «Никола-Ленивце» вы не остановились.

- Если мы покажем на конкретных примерах, как можно изменить среду и мышление, это может стать трендом для всей страны. В наших территориальных мастерских разрабатывается еще пять площадок: промзона «Авиамоторная», Яхрома, Луховицкий район, туристический кластер в Тверской области и Дзержинский район Калужской области.

Развиваем сотрудничество с Москвой в части парков и общественных пространств, в частности обсуждаем возможности работы с Мосгорпарком по парку «Сокольники». Начинаем работать с Балашихой, Ногинском, предложили Подмосковью программу по реновации домов культуры.

В Балашихе занимаемся текстильной мануфактурой, есть идея сделать из нее центр культурного притяжения - новое «место» в городе. В Зарайске обсуждаем с администрацией создание пешеходной зоны. В городе есть прекрасный промышленный объект красного кирпича, который тоже может стать точкой роста. В Калужской области, в г. Кондрово на берегах р. Шани, с которой открывается живописнейший вид, расположена бумажная фабрика, помещения которой представляют архитектурную и историческую ценность. В перспективе здесь может появиться культурный центр.

- На каждый медвежий угол России нужен свой гений, как Полисский?

- Талантливых людей много. Конечно, «Никола-Ленивец» - пример уникальный. Вот почему он стал лабораторией под открытым небом.

Проблема большинства проектов, буксующих на стадии реализации, - отсутствие вовлеченности местных жителей, невыстроенные контакты с государством и т. п. Каждый считает, что может просто реализовать свой проект, не спрашивая мнения жителей. На практике мы видим, что, если не договориться с людьми, они могут оказаться мощнейшей противодействующей силой.

- Есть такие примеры?

- Наиболее яркий - работа Марата Гельмана в Перми. Несмотря на прекрасные идеи, социальную значимость, люди наносили вред арт-объектам, появившимся в городе. Почему? Их мнения не спросили, они не были сопричастны процессу. Кстати, сейчас этот конфликт уже преодолен.

Мы делаем упор на коммуникации. Если люди будут сопричастны проекту, они будут всеми силами помогать. Если они считают, что в проекте им нет места, то они будут мешать.

Еще один пример - Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» и музейная фабрика. Менеджеры фабрики сумели поставить дело так, что пол-Коломны так или иначе задействовано в проекте. Кто-то выращивает яблоки, кто-то производит пастилу, кто-то водит экскурсии и т. д. И жители Коломны говорят не иначе, как «наш музей», «наш фабрика», - это изменило их самосознание.

- Вы считаете, что этому можно научить?

- Безусловно. В том числе этому мы учим студентов образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», которую начали в сотрудничестве с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ и Московской архитектурной школой МАРШ.

К примеру, есть федеральные и региональные программы развития, в рамках которых государство предоставляет субсидии и иные ресурсы в помощь проектам и инициативам. Получить их - целая наука. Большинство даже не знают об их существовании. Но есть и обратная проблема: нет проектов, некому дать денег. Проходит пара лет, программу признают неэффективной, ставится вопрос о ее закрытии.

- На каких примерах учите студентов?

- Мы выбираем территории по принципу «активный собственник», «заинтересованная власть». Проектные предложения оценивают представители местной власти, бизнеса, эксперты.

Девелопмент в классическом понимании себя изживает. Мегаполисы развиваются уже не так, как 20 лет назад. К примеру, реновация промзон.

- Чаще мы видим просто снос цехов и застройку многоэтажными домами.

- Выбор стратегии развития той или иной промышленной территорий зависит от наличия точек притяжения и актуальных трендов. Известна история нью-йоркского Сохо, когда благодаря переработке текстильных фабрик в художественные галереи некогда исключительно производственный район Манхэттена превратился в Мекку паломничества художественной богемы. В настоящее время общемировым трендом развития продолжает являться трансформация заброшенных территорий в кластеры искусства и кварталы элитного жилья.

В Европе активность по реновации промзон пошла на убыль в 1990-е гг., у нас только начинается. Есть примеры: ArtPlay, «Винзавод», «Арма» и др. Столичные власти объявили о 46 парках, которые появятся в «новой Москве», занялись созданием в городе общественных пространств и коворкинговых зон. Ведь это было немыслимо еще 10 лет назад. Сейчас формируется система сдержек и противовесов, которая заставляет власть и жителей находить компромиссы.

- В каких еще проектах вы участвуете?

- Мы участвовали в разработке для компании RDI концепции Парка исторических реконструкций. По Большому Завидову сотрудничаем с ГК «Агранта» (бывшая часть ОПИН. - «Ведомости»). Одна из совместных идей - создать там школу ландшафтной архитектуры, специалистов в этой сфере очень мало в России, а спрос растет.

- Нужно ли развивать территории? Россияне все пытаются переехать в несколько крупных городов.

- Да, у нас каждый год с карты исчезает несколько населенных пунктов. Россия стоит перед необходимостью удержания большой территории относительно небольшим количеством населения. Минрегион в настоящее время ставит вопрос о поддержке развития агломераций как центров управления пространством и экономического сжатия территории. Это позволит жителям муниципальных районов быть востребованными в своих городах без необходимости переезда.