Что будет с машинами

PwC снизил прогноз по продажам легковых автомобилей в 2014 г. Производителей подведет макроэкономическая ситуация и отсутствие поддержки рынка со стороны властей
Падения рынка продаж автомобилей в России ждут все его участники/ А. Махонин/ Ведомости

Продажи упадут на 8% по сравнению с 2013 г. до 2,4 млн шт., сообщил старший менеджер PwC Сергей Литвиненко. В январе он говорил о возможном падении на 3%. PwC в своих прогнозах учитывает только легковые автомобили. По расчетам компании, в 2013 г. продажи упали на 5,5% в натуральном и на 3% в денежном выражении - до 2,61 млн и $69 млрд соответственно.

Рост рынка легковых автомобилей будут сдерживать нестабильный макроэкономический фон и умеренно пессимистичное настроение потребителей, объяснял тогда Литвиненко. Также негативно на рынке может сказаться возможный рост стоимости авто из-за изменения курса валют, роста цен на топливо и сокращения госрасходов и инвестиций, говорил он.

Пересмотреть прогноз PwC заставила макроэкономическая ситуация, а также планы производителей по снижению производства, говорит Литвиненко. В начале апреля Ford Sollers вслед за «АвтоВАЗом» объявил о планируемом сокращении персонала и производства. Другие автоконцерны пока этого не планируют, говорили их представители.

Еще одним фактором для большего падения продаж Литвиненко считает отсутствие поддержки рынка. В марте ассоциация «Российские автодилеры» попросила Минпромторг возобновить программу льготного автокредитования, но безуспешно: в бюджете на это нет денег, говорил «Ведомостям» замминистра Алексей Рахманов. Об этом Минпромторг просили и автопроизводители, также предлагая смягчить условия соглашений по промсборке и возобновить программу утилизации. Но министр Денис Мантуров отказался, объяснив: в этом году стимулировать нужно продажи коммерческого транспорта.

На продажах премиальных автомобилей колебания отражаются в меньшей степени, а вот сокращение продаж в сегменте бюджетных авто стоимостью до 1 млн руб. вполне возможно, в том числе с отказом от возобновления программы государственного автокредитования, считает первый вице-президент ГК «Автоспеццентр» Алексей Тузов.

Прогноз PwC - один из самых пессимистичных (см. врез). А автодилеры более сдержанны. На фоне окончания действия спецпрограмм и ожидаемого прироста по всем маркам в районе 5% последующее падение всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей произойдет по оптимистичному сценарию на 1-3%, по пессимистичному - на 5-10%, считает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.