Крым расколол правительство

В правительстве России обсуждают изменение бюджетного правила - нужны деньги на стимулирование экономического роста и помощь Крыму. Минфин категорически против наращивания государственных раcходов
Правительство ищет деньги на обустройство Крыма/ Валерий Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

К июлю правительство должно определить основные параметры бюджета на 2015-2017 гг. Дискуссия свелась к вопросу, менять бюджетное правило, наращивая государственные расходы, или нет, рассказывают несколько федеральных чиновников.

Бюджетное правило ограничивает нефтегазовые расходы (см. врез). За изменение бюджетного правила выступают первый зампред правительства Игорь Шувалов и Минэкономразвития.

Шувалов объясняет необходимость корректировки правила дополнительными расходами на содержание и развитие Крыма в 2015-2020 гг., рассказывает федеральный чиновник. Минфин предлагает профинансировать развитие Крыма в 2015-2020 гг. за счет сокращения других расходов, в том числе госпрограмм, Шувалов против, знает собеседник «Ведомостей»: придется отказываться от некоторых социальных обязательств и важных инфраструктурных проектов, а это крайне нежелательно.

Шувалов предлагает учесть в бюджетном правиле рост населения России из-за Крыма - со 143 млн до 145 млн человек, рассказывает федеральный чиновник и подтверждает сотрудник Минфина. Значит, расходы бюджета можно увеличить примерно на 250 млрд руб. в год - должно хватить на Крым и Севастополь, рассказывает федеральный чиновник, предварительно расходы бюджета на программу развития Крыма и Севастополя оцениваются в 1 трлн руб. Представитель Минрегиона (разработчик программы) говорит, что первые расчеты будут только на следующей неделе. Непонятно, как в бюджетном правиле учесть прирост населения, удивлен сотрудник Минфина.

Минэкономразвития тоже предлагает учитывать в бюджетном правиле не только цены на нефть, но и другие макроэкономические параметры. Например, отток капитала, говорил министр Алексей Улюкаев.

Предложение не означает, что должна быть какая-то жесткая зависимость между правилом и оттоком, - суть в том, что экономическую политику нужно менять, если меняются экономические условия, объясняет замминистра экономразвития Андрей Клепач: «Если раньше мы предполагали, что отток капитала будет замедляться, а получили ситуацию валютно-финансового возмущения, если темпы роста около нуля или минус вместо 1,5-2%, то очевидно, что экономическая политика должна меняться». Должны быть амортизаторы, иначе весь удар придется на реальный сектор и благосостояние людей, уверен он, и правительство станет на путь макроэкономического самоубийства или мазохизма.

Минэкономразвития предлагает смягчить бюджетное правило, увеличив с 2015 г. дефицит с 1% ВВП до 1,5%, говорит Клепач. В 2014 г. надо использовать часть дополнительных нефтегазовых доходов, будет около 1 трлн руб., и выделить 200 млрд из фонда национального благосостояния (ФНБ) на докапитализацию через Внешэкономбанк банков и финансовое оздоровление компаний, думает он.

Менять бюджетное правило, нарушать устойчивость бюджетной системы нельзя, категоричен высокопоставленный чиновник Минфина, расходы на Крым нужно профинансировать за счет оптимизации других госпрограмм, а на 2015 г. есть резерв в 80 млрд руб. нераспределенных расходов.

Сегодня изменение бюджетного правила будет обсуждаться у помощника президента Андрея Белоусова, Минфин еще раз скажет о недопустимости изменений, сообщил другой сотрудник Минфина.

Обсуждается вариант скрытого роста госрасходов, знает федеральный чиновник: дефицит Пенсионного фонда в течение 5-6 лет частично финансируется за счет ФНБ, а сэкономленные средства бюджета тратятся на Крым. Минфину такой вариант кажется лучше, чем корректировка бюджетного правила, - меньше риск пересмотра кредитных рейтингов России, говорит он. Лучше так, чем пересмотр бюджетного правила, но и расходование ФНБ нежелательно, считает сотрудник Минфина.

Рейтинг России из-за изменения бюджетного правила может быть понижен, согласен аналитик S&P Карен Вартапетов: сейчас жесткие бюджетные ограничения - одно из преимуществ России, так же как низкий долг и низкий дефицит.

«Смягчение денежной и бюджетной политики может помочь, если торможение экономики циклическое, из-за снижения цен на нефть», - указывает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, но рост обнулился и капитал бежит из-за неопределенности и кризиса доверия, точно так же убегут и дополнительные расходы или в лучшем случае дадут кратковременный эффект. «Причина замедления экономики - структурные проблемы, почему мы не обсуждаем их? - удивляется Гурвич. - Без их решения мы не изменим темпов роста. Сомневаюсь, что 0,5% ВВП расходов - решение».