Новое дело Навального

Муниципальный депутат-единоросс подал в суд на Алексея Навального за запись в его блоге. Этот иск может иметь последствия серьезнее штрафа, говорит адвокат

Предварительные слушания в мировом суде Бабушкинского района прошли вчера, рассмотрение уголовного дела о клевете (ст. 128.1 Уголовного кодекса) по существу намечено на 17 апреля. Обращение в суд стало итогом заочной перепалки активиста «Молодой гвардии Единой России», депутата Бабушкинского района Москвы Алексея Лисовенко с Алексеем Навальным, который с 28 февраля 2014 г. по решению Басманного райсуда находится под домашним арестом и не имеет права пользоваться интернетом. В тот же день его пресс-секретарь Анна Ведута заявила, что все блоги Навального будут вести его жена Юлия и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, соответствующие записи появились во всех блогах.

5 марта Лисовенко обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить, не нарушает ли Навальный условия ареста: в его блогах и после взятия под домашний арест продолжают появляться новые записи, которые, по мнению депутата, выглядят как записи, сделанные самим Навальным, а не его женой или коллегами. Аккаунт Навального в Twitter верифицирован администрацией ресурса, что означает, что аккаунт принадлежит именно ему и им ведется, пояснил Лисовенко.

В тот же день в Twitter Навального появилась запись об этом обращении, в которой его автор был назван «депутатом-наркоманом». 25 марта, как сообщил Лисовенко, он подал иск о клевете, взяв накануне справку в наркодиспансере, из которой следует, что у него «признаков наркологического заболевания на момент осмотра не выявлено». Распространяемая Навальным характеристика, по словам Лисовенко, унижает его честь и достоинство, он хотел бы добиться ее опровержения Навальным, на примирение депутат не согласен.

Адвокаты Навального вчера не отвечали на звонки.

Уголовным кодексом за клевету, т. е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, предусмотрено наказание в виде штрафа до 0,5 млн руб. или до 160 часов обязательных работ (статья, изъятая из Уголовного кодекса при президенте Медведеве, вернулась в УК в 2013 г.). Но конкретно для Навального этот иск может иметь куда более серьезные последствия, говорит адвокат Владимир Жеребенков. Если суд признает, что Навальный пользуется интернетом и тем самым нарушает условия домашнего ареста, это будет основанием для ходатайства следствия об ужесточении ему меры пресечения - т. е. взятия его под стражу. Кроме того, обвинительный приговор будет означать замену условного приговора по делу «Кировлеса» на реальное заключение, отмечает он. Иск подстегивает силовиков к принятию мер и развязывает им руки, резюмирует адвокат.