ВТБ поставил на розницу

Увеличение чистой прибыли на 60% - такие планы поставила перед собой группа ВТБ, наблюдательный совет которой одобрил вчера стратегию развития на 2014-2016 гг.
Андрей Костин не считает нужным всерьез рассматривать стрессовый сценарий/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Впрочем, и 160 млрд руб. чистой прибыли кажутся опрошенным «Ведомостями» аналитикам излишне оптимистичным планом. Денис Порывай из Райффайзенбанка считает крайне амбициозным рассчитывать на 60%-ный рост прибыли при увеличении кредитного портфеля менее чем на 40%. ВТБ надеется на удвоение прибыли от розницы и среднего бизнеса, где высокую рентабельность обеспечивает комиссионный доход, но при этом ожидает, что стоимость риска повысится всего на 18%. Это, по мнению аналитика, очень смело, поскольку качество розничного портфеля сейчас ухудшается, что предполагает создание больших резервов. Прошлогодний прогноз по прибыли госбанк смог выполнить лишь за счет разовых доходов. По подсчетам аналитиков Газпромбанка, треть его прибыли за IV квартал 2013 г. пришлась на переоценку пакетов в Tele2 и лизинговой компании Avia Capital.

Розничный бизнес, по мнению руководства ВТБ, будет развиваться в ближайшие три года опережающими темпами, благодаря этому прибыль группы от работы с физическими лицами удвоится, а совокупная чистая прибыль вырастет на 60%. Президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин считает эту задачу выполнимой.

Помимо розницы ВТБ уповает на оптимизацию расходов. Фонд оплаты труда за три года должен сократиться на 15% (для сравнения: в одном 2013 году расходы на персонал и административные расходы выросли более чем на 16%), оптимизируется количество отделений «ВТБ 24» и Банка Москвы, а для работы с заемщиками среднего размера будет создано специальное подразделение. Пока, по признанию зампреда ВТБ Юлии Чупиной, группа зачастую проигрывает конкурентам в этом сегменте: работа с некрупными заемщиками требует большей гибкости. Например, такие предприниматели очень чувствительны к срокам рассмотрения кредитной заявки. Теперь же, рассказывает Чупина, в Банке Москвы и ВТБ появятся менеджеры, чья деятельность будет сфокусирована именно на среднем бизнесе.

Сколько розничных отделений останется в итоге у «ВТБ 24» и Банка Москвы, пока не определено - планы на этот счет будут формироваться на каждый год, подчеркнула Чупина. В 2014 г. под сокращение могут попасть несколько десятков отделений.

Планируя чистую прибыль на три года вперед, группа опиралась на три сценария - базовый (160 млрд руб.), оптимистичный (180 млрд руб.) и стрессовый, говорит финансовый директор ВТБ Герберт Моос. Последний вариант остался без цифр - группа рассчитывает на базовый.

В самом деле, по данным Центробанка, опубликованным вчера, и качественные, и количественные показатели розничного кредитного портфеля российских банков в марте ухудшились (см. статью на стр. 11).

Не склонен Порывай ожидать резких скачков и в нынешних условиях замедления экономического роста и насыщения рынка потребительского кредитования. С этим мнением не совсем соглашается Илья Филатов, заместитель предправления «Уралсиба»: «Розница все-таки остается приоритетным сегментом для многих банков, а для «ВТБ 24» это профильное направление, у него сильные позиции во всех розничных продуктах, поэтому ставка на розницу выглядит логичной».

Несколько лет назад ВТБ уже делал ставку на развитие розничного бизнеса. Но в принятой впоследствии стратегии «Дорога к 15» группа сконцентрировалась на другой цели - увеличении капитализации. В частности, группа надеялась на рост стоимости акции до 0,15 руб., но безрезультатно. Устанавливая такую планку, группа не учитывала нынешнюю ситуацию, которая привела к снижению стоимости российских активов, объяснил Костин. Вчера котировки ВТБ на Московской бирже выглядели лучше рынка. Если российские индексы подросли на 1,3-1,4%, то капитализация ВТБ поднялась почти на 2%.