Пробка в Думе

Планы властей Москвы создать новую маршрутную сеть натолкнулись на проект закона о перевозках: он не позволяет регионам жестко регулировать этот рынок
Дмитрий Новожилов/ Ведомости

До конца мая на ваше рассмотрение будет вынесен проект новой маршрутной сети общественного транспорта Москвы (адрес сайта - crowd.mos.ru)» - такие письма за подписью мэра Сергея Собянина стали приходить москвичам. Конкурс на разработку новой маршрутной сети в 2013 г. провел «Мосгортранс», торги выиграла английская Aecom.

Проект был представлен прошлой осенью. Одной из целей новой схемы чиновники называли вывод рынка из тени. В городе работает 60 коммерческих перевозчиков - по договорам на оказание услуг с департаментом транспорта. По оценкам департамента, они занимают примерно 30% рынка, остальное - «Мосгортранс». Весь рынок коммерческих перевозчиков руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов оценивал в 60 млрд руб., половина - нелегальный сегмент.

В конце 2013 г. правительство Москвы приняло постановление, по которому частные маршрутные такси продолжат работать лишь до 1 ноября. После завершения контракта возможны три варианта: продлить контракт на пять лет; если перевозчик не устраивает, найти на конкурсе нового; закрыть маршрут. Перевозчики, у которых договор истекает после 1 ноября, будут осуществлять перевозки на условиях, указанных в их договорах, сообщил представитель департамента транспорта.

В конце 2014 г. могут быть распределены маршруты в двух округах - Южном и Юго-Восточном, рассказали несколько участников рынка. Проект по маршрутной сети находится в разработке, сообщил представитель департамента транспорта.

Но планам московских властей может помешать законопроект «Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом», который сейчас рассматривается в Госдуме. По законопроекту за транспортное обеспечение населения отвечает субъект Федерации, но инициировать процедуру открытия или изменения маршрута может широкий круг лиц, рассказывает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, участвовавший в разработке документа. Предложения должны рассматривать комиссии, в которые кроме чиновников войдут ассоциации перевозчиков и пешеходов, говорит первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. Будет закрытый перечень оснований для отказа утвердить такие предложения.

Сейчас рынок конкурентный - пассажир голосует рублем, на каком транспорте поедет, говорит Свешников. Он рассказывает, что писал письма в ФАС, администрацию президента, бизнес-омбудсмену: «То, что делается в Моск­ве, ведет к госмонополизации отрасли». В департаменте транспорта не согласны: при модернизации сети планируется увеличить количество маршрутов силами частных перевозчиков, для пассажиров не будет отличия между государственным и частным перевозчиком.

Владислав Толстухин из компании «Транс-вэй» ранее рассказывал, что новые конкурсные условия могут вытеснить с рынка частных перевозчиков: «Рентабельность, с которой предлагает работать Москва, - 5-6%. За такие деньги можно найти более привлекательные проекты для инвестиций». Сейчас рентабельность на пилотном проекте - 3-5%, знает гендиректор управляющей компании «Автолайн-транслайт» Александр Тур.