Уставшие классики

Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открылся «Арабеллой» Рихарда Штрауса со звездным дуэтом Рене Флеминг и Томаса Хэмпсона
Дуэт Хэмпсона и Флеминг - главная приманка для публики/ Matthias Creutziger

Фестиваль, основанный еще Караяном, из года в год собирает звезд на сцене и бриллианты в зале. Поначалу кажется, что главные люди здесь фотографы. Ими перед открытием запружена улица перед фестивальным дворцом. Своим (не)вниманием к тем или иным гостям они определяют структуру светского общества. Затем главными кажутся телевизионщики, оккупирующие зал, - «Арабеллу» Рихарда Штрауса, открывавшую фестиваль, показывали в трех странах. И только после поднятия занавеса понимаешь: главный здесь все же оркестр Дрезденской Штаатскапеллы под управлением Кристиана Тилемана. С прошлого года он стал вместо берлинского филармонического хозяином фестиваля.

«Арабеллу» ставят не часто, хотя это последняя совместная работа Штрауса и его любимого либреттиста Гуго фон Гофмансталя, одного из лучших, наряду с Лоренцо да Понте, либреттистов в истории оперы. Композитор завершил ее уже после смерти Гофмансталя. Точнее - не завершил, поскольку Штраус постоянно требовал изменений, а страдавший депрессиями либреттист почти всегда покорно соглашался. В итоге окончательно отделан был лишь первый акт.

Премьера прошла в Дрездене в июле 1933 г., дата повлияла на судьбу оперы. Многие сочли ее малоудачной реинкарнацией «Кавалера розы» (современники называли ее «Кавалером склероза»), но длинноты и проступающий порой перезрелый романтизм не отнимают красоты музыки, кажущейся многим шедевром. Тилеман выписывает мельчайшие детали с тщательностью неофита - хотя сам играет Штрауса многие годы, в этом сезоне, например, он выпустил в Дрездене «Электру». Благодаря дирижеру «Арабелла» стала музыкальным событием. Арабеллу поет Рене Флеминг, влюбленного в нее Мандрыку - Томас Хэмпсон. Союз звезд притягивает публику как магнит, хотя поначалу кажется, что их перепевают молодые Ханна-Элизабет Мюллер (переодетая в мальчика сестра Арабеллы Зденка) и Даниэль Беле (Маттео, в которого Зденка втайне влюблена).

В этом году художник Мартина Сегна, видимо, чувствовала себя перед режиссером Флорентиной Клеппер как стареющий Гофмансталь перед Штраусом: во всем пыталась ей угодить. Выдержанная в духе венского модерна квартира графа Вальднера (Альберт Домен) вытянута вдоль необъятной сцены Фестивального дворца. Но даже ее не хватило на четыре комнаты (включая кладовую с медведем - дело происходит на масленицу), в итоге комнаты ездят взад-вперед вдоль сцены. Во втором акте стены буквально разлетаются в разные стороны, открывая пространство для бала кучеров. Но это не облегчает понимание режиссерской концепции. Подобного было трудно ожидать от Клеппер, ставившей на престижных сценах в Штутгарте, Мюнхене и Франкфурте. Среди ее инсценировок не только классика, но и современные произведения, например «Смерть Маяковского» Дитера Шнебеля. Сделав ставку на безмятежность позднего Штрауса, режиссер, кажется, просчиталась: герои Флеминг и Хэмпсона похожи скорее на кукол, чем на людей, если бы не эмоции Зденки - Мюллер, вся история казалась бы ложной.

Зальцбург