Регуляторы: Новая среда для старого города


Реорганизация промзон - неоценимый ресурс развития Москвы и одна из важнейших задач ее новой градостроительной политики. Принято считать, что общая площадь московских промзон составляет более 18 000 га. Город, конечно, не стремится развивать все эти территории одновременно. Но мы стараемся подходить к решению вопроса системно. Во-первых, пытаясь понять «размер бедствия», во-вторых, разделив все площадки на несколько блоков, с тем чтобы определить пути их реорганизации. Исторически промзоны базировались около магистралей, в том числе железных дорог. Можно сказать, что Москва сейчас обладает «ржавым поясом» заброшенных заводских и т. п. территорий.

Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы

Создан в 1991 г., функции государственного управления в области градостроительства и архитектуры получил в 2005 г. Отвечает за формирование и развитие правовой базы Москвы в области градостроительной и архитектурной деятельности, а также обеспечивает соответствие использования территорий столицы требованиям утвержденных документов территориального планирования, градостроительного зонирования, нормативов градостроительного проектирования. В число подведомственных организаций входят НИиПИ генплана Москвы, Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры и Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ.

Именно промышленные земли, расположенные в непосредственной близости к ключевым транспортным артериям столицы, являются первостепенными кандидатами на перевоплощение. Это и территории, прилегающие к Малому кольцу Московской железной дороги, и участки вдоль основных вылетных магистралей, и промзоны, соседствующие с Москвой-рекой. Москва-река, которая долгие годы использовалась в основном для грузовых, а не пассажирских перевозок, в ближайшее время сама станет главной темой колоссального инфраструктурного проекта, призванного кардинально изменить ее роль в структуре города. В этом году пройдет большой международный конкурс, где будет выбрана концепция наилучшего развития территорий, примыкающих к реке.

Особо мне хотелось бы выделить блок промзон юго-востока столицы, которым мы уже вплотную занимаемся. Это заводы ЗиЛ и «Серп и молот», Южный порт, Карачарово. Кстати, территорию ЗиЛа один из иностранных журналистов назвал «лабораторией Москвы по ревитализации и редевелопменту промзон».

Почему я говорю об этих территориях отдельно? Столь высокая концентрация промзон в одной части города фактически отрезает ее от остального мегаполиса. Сегодня добраться с юго-востока столицы в ее центр гораздо сложнее, чем из других московских районов. Эта «пробка» в виде промзон существенно снижает качество жизни в этом округе, тем самым делая его одним из самых непопулярных в городе как для проживания, так и для работы. Для нас чрезвычайно важно переломить эту тенденцию, максимально используя потенциал реорганизуемых территорий для качественного развития всего округа. Флагманским проектом такого рода можно считать реконструкцию «Полуострова ЗиЛ» - территории площадью около 400 га, которая может и должна стать системным примером преображения промзоны в комфортабельный район с многофункциональной застройкой.

Мы создали специальную рабочую группу совместно с НИиПИ генплана, которая будет предлагать проектировочные решения в первую очередь по функциональному наполнению промзон - или, как мы это назвали, функциональному программированию. Любой редевелопмент либо новый девелопмент станет наиболее оптимальным, если у инвестора будет четкий сценарий развития территории, тем более такой масштабной, как выбранные нами промзоны. Мы должны ответить себе на вопросы: чем должен привлечь будущих покупателей такой продукт, как недвижимость в бывших промзонах? Почему они должны туда прийти? Мы не хотим создавать просто квадратные метры, мы хотим создавать квадратные метры, которые будут нужны. И которые потом не обрушат экономику, так как девелоперы будут возводить их на заемные деньги и кредиты банков. Вряд ли какой-нибудь инвестор заинтересован строить недвижимость, которая не будет продаваться.

Наши основные усилия сегодня направлены на то, чтобы принципы, заложенные в проект реновации ЗиЛа, повсеместно применялись при разработке концепций реорганизации остальных московских промзон. Это в первую очередь создание разнообразной городской ткани с большим количеством качественных общественных пространств. Для того чтобы бывшие промзоны стали органичной частью мегаполиса, жизненно необходимо соблюсти баланс частных и публичных пространств, насытить территории объектами культуры и парковыми зонами, а первые этажи зданий сделать общественными. Кроме того, важно сразу сделать реорганизуемые территории проницаемыми для всех видов транспорта, а не оставлять решение проблемы на потом, пытаясь найти пути въезда-выезда. И я говорю сейчас не только о достаточном количестве автомобильных дорог и маршрутов общественного транспорта: люди, которые пользуются машинами и метро, также ходят пешком и ездят на велосипеде - и будут делать это еще охотнее, если среда будет к этому располагать. Реорганизуемые промзоны ни в коем случае не должны стать периферией города или его очередным спальным кварталом - наоборот, мы стремимся к тому, чтобы центр Москвы рос в сторону периферии как в смысле разнообразия инфраструктурного наполнения, так и в смысле качества архитектурной среды.

Мы стараемся - и это не праздный для нас вопрос - не просто заняться застройкой депрессивных сегодня территорий, а понять, что нужно современному человеку, написать, если хотите, сценарий его новой жизни. И начать воплощать его в жизнь еще до начала строительства. Хорошим примером новой жизни бывшей промзоны является территория «Красного Октября», которая превратилась в некий творческий кластер: там, например, успешно работает институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». Культурные мероприятия, кинопоказы и вечеринки проводятся в зданиях бывших фабричных гаражей.

Чтобы понять, что нужно современному городу, Москва ведет активный диалог и с жителями, и с правозащитниками - этим могут похвастаться немногие европейские столицы. Публичные слушания помогают нам учитывать мнение общественности, невзирая на то что нередко это тормозит процесс строительства. Но это «правильное торможение»: фактор сдерживания и противовесов девелоперам, я считаю, должен обязательно присутствовать. У меня лично есть большой опыт уличных дискуссий. Но, например, когда мы проводили общественные слушания по ЗиЛу, мы увидели, что предлагаемый нами проект вызвал одобрение тех, кто живет рядом.

Одним из важных средств борьбы за высокое качество архитектуры мы считаем проведение конкурсов. Реорганизация промзон не является исключением: именно архитектурные состязания, причем проводимые на самом высоком международном уровне, позволяют городу получить качественные инновационные проекты, способные обеспечить успешное и устойчивое развитие бывших депрессивных территорий на многие годы вперед.