Лом без фанеры не едет


С 21 марта 2014 г. вступило в силу постановление Минтранса, по которому перевозка металлолома в люковых полувагонах возможна только после того, как дно и крыша полувагона будут укрыты деревянными щитами. Это следует из телеграммы РЖД, разосланной грузоотправителям в Пермском крае. Постановление Минтранса вышло еще в сентябре 2013 г., но, как выяснилось, его исполнение создало металлургам проблемы.

Уже сейчас без оборудованных вагонов отказываются пропускать составы с ломом Свердловская и Северная железные дороги, говорит представитель «Русской стали». «Если приказ министерства не приостановить, скоро вагоны с ломом встанут по всей России», - говорит он. По примерным подсчетам «Русской стали», дополнительные расходы металлургических компаний могут составить 11 млрд руб., по железным дорогам перевозится до 16 млн т металлолома ежегодно (общее потребление - 25 млн т).

В своем письме заместителю министра транспорта Алексею Самбуеву вице-президент «Русской стали» Игорь Хороший (письмо есть в распоряжении «Ведомостей») пишет, что сейчас в законе «отсутствуют установленные требования к щитам и к технологии их укладки», «установка щитов в силу специфики процесса не может быть механизирована и потребует значительного увеличения ручного труда». Оценочная стоимость дополнительных материальных расходов по щитам и их укладке оценивается в 45 000 руб., или от 700 руб. ($20) на 1 т металлолома. Средняя себестоимость металлозаготовки (при производстве которой используется металлолом) - $400 за 1 т, увеличение себестоимости на $20 может снизить прибыль, объясняет сотрудник одной из металлургических компаний. По данным «Металл-курьера» экспортные цены на квадратную заготовку с начала 2013 г. снизились на 6,9% с $540 до $503 за 1 т.

Хороший просит отменить постановление. Минтранс рассматривает обращение «Русской стали», говорит представитель министерства. Представители «Мечела», НЛМК, «Северстали» отказались от комментариев, представители ММК и Evraz не ответили на вопросы «Ведомостей»

Введение Минтрансом новых норм при перевозке металлолома нужно, чтобы обеспечить безопасность движения поездов, а также сохранность груза, говорит представитель Минтранса. Представитель РЖД поясняет, что на железных дорогах бывали случи, когда металлолом пытались похитить из вагонов, для этого злоумышленники открывали нижние люки полувагонов, из которых высыпался груз. «Потом нам приходилось возмещать металлургическим компаниям потери», - сетует представитель РЖД. Сумму возмещения он назвать затруднился.

«Обшивка вагона деревянными щитами - наиболее простой способ решения проблемы, он позволяет обеспечить безопасность движения и сохранить груз», - говорит он. Инициатива может навредить и самой РЖД - есть вероятность, что металлурги будут вынуждены перейти на перевозку лома автотранспортом, предупреждает сотрудник металлургической компании.