Слабый рубль помог авторынку

Падение продаж новых автомобилей в I квартале замедлилось из-за девальвации рубля. При этом петербуржцы берут меньше автокредитов, предпочитая покупать за наличные
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Объем выдачи автокредитов в нескольких крупных банках за I квартал сократился на 20-25%. При этом объем продаж новых автомобилей в Петербурге, по данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» за январь - февраль не изменилcя по сравнению с 2013 г. По данным АЕБ, в I квартале в России было продано 602 523 легковых автомобиля, на 2% меньше, чем в I квартале 2013 г., при этом продажи в марте были всего на 890 автомобилей ниже.

В I квартале банк «ВТБ 24» выдал 1,35 млрд руб. автокредитов - на 22% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сказал заместитель управляющего петербургским филиалом «ВТБ 24» Максим Никулин. Падение показателей он объясняет завершением госпрограммы кредитования и корректировкой планов автопроизводителей по объемам выпуска.

В банке «Санкт-Петербург» объем выдачи автокредитов за три месяца уменьшился по сравнению с I кварталом 2013 г. на 25%, передал через пресс-службу руководитель бизнеса автокредитования банка Денис Романов. Он также ссылается на снижение планов производителей и на рост цен на автомобили из-за снижения курса рубля.

Снижение кредитных продаж гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин связывает в том числе с ростом ставок по кредитам. В прошлом году можно было взять кредит по ставке 9-12%, сейчас дешевле 13% предложений не найти, утверждает он. Также, по словам Чаплыгина, на руку автодилерам сыграло резкое падение рубля к основным мировым валютам: люди поспешили купить автомобили по старым ценам. Покупать автомобили в кредит в таких нестабильных условиях люди боятся, отмечает он.

Объем покупок автомобилей в кредит в I квартале сократился на 20-25%, при этом существенного роста продаж не было, отмечает гендиректор дилера GM «Р-моторс» Андрей Ивойлов. Он связывает это со снижением курса рубля и нестабильной политической обстановкой. Многие люди, планировавшие покупку автомобиля через 2-3 месяца, решили, что лучше купить сейчас, пока цена не выросла, объясняет он. В конце прошлого года доля покупок в кредит составляла около 65%, в феврале - марте она упала ниже 50%, говорит Ивойлов.

Снижение продаж в кредит отмечает и директор по маркетингу группы компаний Wagner (дилер VW и Skoda) Михаил Подушко. При этом общее количество проданных автомобилей выросло по сравнению с последними месяцами прошлого года, добавляет он. По словам Подушко, продажи в кредит в феврале - марте составили 38%, хотя раньше соотношение кредита и прямых продаж было 50/50. По его мнению, рост в I квартале обернется снижением показателей II-III кварталов. Производители надеются сохранить спрос и планируют маркетинговые акции на середину года, добавляет он.

«Панический» спрос из-за девальвации уже практически удовлетворен, курсы валют стабилизировались, в дальнейшем роста ждать не приходится, согласен Чаплыгин.