Интервью: «Строим на 30% дешевле и в 2 раза быстрее»

М. Стулов/ Ведомости

- Компания «Мостотрест» указом президента РФ была назначена единственным исполнителем большого объема работ по транспортному обеспечению «Сколково». Это единственная компания, которая в таких объемах за такие сроки готова выполнить эту задачу государственной важности. Другие строительные компании оказались не готовы взяться за эту работу.

Личные данные 

ОТДЫХ. Пока не работал в правительстве Москвы, отдых был более разнообразным: занимался активными видами спорта, путешествовал. Люблю экстремальную охоту на крупного зверя - медведя, например. Раньше занимался восточными единоборствами, горным велосипедом, но сейчас на это уже времени нет. В последнее время, когда удается, выезжаю на охоту. КНИГИ. Люблю исторические книги: про историю России, древнего мира. Мой любимый период в истории - античный мир, а также период становления российского государства со славянских племен. ПРЕДКИ. По отцу - донские казаки, которые со Степаном Разиным участвовали в восстании, а потом были сосланы на Урал. По маме - оренбургские казаки.

Департамент строительства Москвы распоряжается самым большим бюджетом в правительстве города. По адресной инвестиционной программе (АИП) за три года он потратил около 900 млн руб., в ближайшие три года инвестирует более 1 трлн руб. О том, как эти вложения должны улучшить жизнь москвичей, в интервью «Ведомостям» рассказывает руководитель департамента Андрей Бочкарев.

- У вас на сайте написано, что каждый рубль московского бюджета, вложенный в строительство, должен воплотиться в комфортных условиях для жизни, работы и отдыха в Москве.

- Да, это искреннее заявление. Вся наша работа этому посвящена.

- За три года, которые вы руководите департаментом строительства, какие задачи удалось решить, а какие нет?

- Я считаю, что задачи, поставленные перед департаментом, выполняются. Мы все сделали, что требовалось от нас как от государственного заказчика в части строительства жилья, детских садов, школ. Развернули колоссальную программу по транспортному строительству. Сегодня мы строим объекты на 30% дешевле и в 2 раза быстрее.

- За счет чего это удалось?

- За счет героического труда всех участников строительного процесса. Мы не применили ничего волшебного, новых фантастических технологий, которые нам облегчили бы жизнь. Мы работали без выходных в течение трех лет, приходили на работу в 7 утра, уходили за полночь. Подрядные организации организовывали работу в три смены. За счет этого и удалось сокращать сроки строительства.

- Ваши усилия оценены жителями Москвы?

- Я абсолютно уверен, что и мои усилия, и усилия Марата Хуснуллина, и моих подчиненных однозначно всеми жителями Москвы в той или иной мере замечены и оценены. И, я считаю, на 90% положительно. Но мы прислушиваемся и к аргументированным замечаниям.

- На чем основана ваша уверенность в такой поддержке?

- На опросах, которые мы проводим, на личном общении с людьми разных социальных слоев. Все мои коллеги - а у меня их достаточно много, - с которыми я сталкивался на протяжении своей жизни, отмечают масштабные объемы строительства метрополитена. Родители благодарят за построенные детские сады и школы. Спортсмены говорят, как здорово, что вы нам построили такие спортивные объекты, соревнования мирового уровня не стыдно принимать, и т. д.

- Что пока не удалось сделать?

- Немного тяжело у нас идут объекты культуры. Яркий пример - театр Александра Градского, который строился 19 лет. На самом деле 19 лет шла работа по уточнению технического задания. Попытки внести корректировки привели к тому, что стройка просто остановилась. В этом году объект введен в эксплуатацию. Второй случай - строительство памятника Петру Столыпину. Срок реализации проекта был затянут нашими коллегами, за два года памятник не успели установить. Но появилось поручение президента РФ, и мы за 45 дней его спроектировали, отлили, утвердили на художественном совете, собрали, и сейчас он стоит возле Белого дома, прямо на стрелке Кутузовского проспекта и Москвы-реки. Мы его сделали в сроки, в 5 раз превышающие все нормативы. Только благодаря сверхинтенсивной работе людей.

- Ваш труд достойно оплачивается?

- Я бы не сказал, что уровень заработной платы государственных служащих высокий. Если кто-то хочет иметь огромную зарплату, то им не сюда. Здесь мотивация иная. Я работал на многих масштабных объектах, в разных странах, с разными направлениями финансирования. Департамент строительства выступает главным распорядителем колоссальных бюджетных средств. И для меня, как государственного служащего, главное - организовать честную, прозрачную, недискриминационную систему распределения госзаказа на основании действующего законодательства. Здесь я должен выступить в ином качестве, которое значительно отличается от моей прежней работы. Это мне и интересно.

- То есть вы не про деньги и не про медали?

- Как это ни высокопарно звучит, на этом посту мне действительно приходится защищать социальные, политические, военные, экономические интересы нашего государства. Департамент строительства решает колоссальное количество задач разного направления. Я считаю, что в большинстве случаев мне, как руководителю департамента, удалось с этими задачами справиться успешно. И я горжусь этим как профессионал и как гражданин своей страны. Мне кажется, своим трудом мы показали, что государственные служащие Российской Федерации могут работать эффективно, мощно, профессионально и честно. Я вообще горжусь тем, что мне довелось здесь работать, я не жалею ни об одном дне, который я провел, и ни за одно решение, которое было принято, мне не стыдно.

- Бюджет на московские стройки сравним с бюджетом всей Московской области, и департамент является главным их распорядителем. Вам не пытались дать взятку, чтобы получить выгодный контракт?

- На одно из своих первых совещаний я собрал руководителей крупных подрядных организаций и сказал им: «Коллеги, задача передо мной стоит следующая: обеспечить открытую дружелюбную систему взаимоотношений между участниками рынка, чтобы у нас не было каких-то особенных, привилегированных компаний. Поэтому информация вам лично и вашим сотрудникам: все попытки каким-то образом обойти законную процедуру получения подряда, каким-то незаконным способом создать себе определенные конкурентные преимущества будут пресекаться на корню и самым жесточайшим образом».

- Вы с Сергеем Собяниным давно знакомы? Как познакомились?

- Близкого личного знакомства у меня с Сергеем Семеновичем не было. Он возглавлял крупный регион, интересовался кадровым потенциалом региона. Поэтому знал меня по моим деловым качествам.

- Когда он руководил регионом, вы работали строителем?

- Я в другом месте в это время находился, к сожалению, не работал в Тюмени в этот период. Но тем не менее по многим задачам, которые выполнялись в то время, пересечение было.

- А как вы думаете, почему именно вас пригласили на эту высокую должность?

- Я думаю, что Сергей Семенович рассматривал разные кандидатуры и оценивал по совокупным качествам. Но я смею предположить, что решающую роль сыграло то, что я имел огромный опыт реализации крупных строительных проектов в Великобритании, Швеции, других странах.

- Сейчас можете ему напрямую позвонить?

- Да, у меня есть прямая связь с Сергеем Семеновичем и Маратом Шакирзяновичем. Сергей Семенович в любой момент может позвонить. Телефон прямой связи установлен не для того, чтобы я мог обратиться к мэру, а чтобы мэр мог в любое время уточнить срочную информацию или дать поручение.

- Три года назад в интервью вы говорили, что приоритет за строительством связок между районами.

- Я говорил не только об этом. И вылетные магистрали нужны городу для организации движения общественного транспорта, поэтому занимаемся и ими. Хордовые линии должны связать разные секторы города, в том числе и вылетные магистрали. Потом, когда мы завершим это, будут связки межквартальные.

- А сколько в Москве было построено дорог с начала работы Собянина?

- Задача - не просто строить новые дороги, а решать транспортные задачи. Мы всегда говорили, что в первую очередь реконструируем вылетные магистрали, чтобы улучшить работу общественного транспорта. Параллельно с этим мы будем выполнять работы по улучшению движения наземного личного и коммерческого транспорта.

- Как пройдет Северо-Восточная хорда?

- Главный вопрос трассировки Северо-Восточной хорды - это прохождение северного участка. Получается дорого, затрагиваются Лосиный остров, промышленные территории, которые необходимо освобождать. Пока ищем более эффективные экономические, технические решения. Думаю, все-таки в 2017 г. удастся завершить строительство.

- Правда ли, что некоторые конкурсы по дорожным объектам, например по Волоколамке, переносят из-за нехватки бюджетных средств?

- Нет, не поэтому. Мы не будем начинать реконструкцию Волоколамского шоссе без реконструкции канала им. Москвы, который проходит над трассой. Это самый сложный участок. Вложить деньги в реконструкцию дороги и не сделать расширение на этом месте нецелесообразно. А расширение этого участка может стоить около 60 млрд руб. На это денег пока нет. Будем искать пути удешевления.

У нас в городе есть пока более важные объекты, которые необходимо реконструировать в первую очередь. Мы утвердили один из вариантов методики оценки, который позволяет определить, какой из дорожных объектов в городе более эффективен по отношению к другому, всем объектам присвоили баллы и выстроили по очередности. Соответственно, те объекты, которые хоть и имеют меньшую стоимость, но более эффективны в эксплуатации, их начнем быстрее строить.

- Какие объекты считаются сейчас самыми важными?

- Железнодорожные переезды. Их более 75, включая новую территорию. Вот они являются самыми эффективными, потому что маленькая связочка позволяет пропустить большой поток транспорта. Они тоже непростые, стоят до 2 млрд руб. Они, конечно, не влияют на ситуацию в городе так кардинально, как, например, вылетная магистраль, но локальный эффект большой. В АИП сейчас определено восемь первоочередных переездов, все остальные будут реконструироваться по мере готовности проектно-сметной документации. Дальше идут разные объекты, в частности связка между Балаклавским проспектом, Варшавкой и Каширкой.

- Какие вылетные магистрали начнете реконструировать в этом году?

- Не думаю, что мы будем начинать реконструкцию новых вылетных магистралей. Начнем строить развязки на пересечении МКАД с Ленинским проспектом, с Профсоюзной улицей. В конце года приступим к расширению Калужского шоссе.

- Как оцениваете эффект от реконструкции вылетных магистралей?

- Только в прошлом году мы построили 16 искусственных сооружений на основных магистралях города, и результат уже заметен. В среднем пропускная способность реконструированных дорог значительно повышается. Вся работа на вылетных магистралях в первую очередь была направлена на создание инфраструктуры для общественного транспорта, чтобы именно он беспрепятственно ехал.

Улучшается ситуация и для автомобилистов. В частности, на пересечении Профсоюзной улицы с ул. Теплый Стан, Мичуринского проспекта с ул. Лобачевского. Люди, которые по вылетным магистралям ездят, эффект почувствовали сразу. 80% тех, кто ездит по Варшавке, Каширке, говорят спасибо.

- Вы обещали реконструировать все развязки на МКАД.

- Мы завершаем практически все развязки на пересечении вылетных магистралей с МКАД. Новую Ригу закончили в 2011 г., Ярославка и Ленинградка сделаны. Можайское, Волгоградское, Дмитровское шоссе, Мичуринский проспект в этом году заканчиваем, Ленинский и Профсоюзную начинаем в этом году. Алтуфьевское, Волоколамское и Варшавское шоссе трогать не будем - они в настоящее время более-менее эффективно работают. Вопрос с увеличением пропускной способности Рублевки не в реконструкции развязки, а в расширении дороги за МКАД в сторону области в район «Рублево-Архангельского», поэтому пока там делать ничего не нужно. По Каширке и Рязанке еще окончательное решение не приняли. Все разработки по Щелковскому шоссе пока приостановили.

- С областью везде договорились?

- Ведем активный диалог и с областью, и с Министерством транспорта. Еще не по всем вопросам договорились, но по большинству направлений синхронизировали планы и приблизили сроки реконструкции очень серьезно.

- Основная проблема была по Щелковскому шоссе. Как там сейчас ситуация?

- Сначала трасса идет по Москве, этот участок мы до конца года расширим и реконструируем, потом выходит в область, где продолжается узкой двухполосной проезжей частью, плотно застроенной по обеим сторонам. Изначально мы согласовали строительство здесь развязки, но коллеги приняли более правильное решение - провести Щелковское шоссе чуть севернее. Зачем развязку реконструировать, чтобы упереться в дорогу, которую не удастся расширить - там все застроено частными домами, дачами? Поэтому мы работы пока приостановили. Ждем согласований новой трассы и будем перепроектировать развязку.

- Ситуация c наполняемостью бюджета сейчас сложная. Вы корректируете планы?

- Известно, что в стране, в мире есть определенные сложности. Но при формировании АИП, бюджета на определенный период эти сложности учитываются. Есть постановление правительства Москвы, которым утверждена АИП. Моя задача - исполнить его.

- Подрядчики жалуются, что контракты заканчиваются, а новых нет.

- Только в конце прошлого года - начале нынешнего были объявлены торги по выбору подрядных организаций для строительства около двух десятков крупных объектов, контрактная стоимость которых - от нескольких миллиардов до нескольких десятков миллиардов рублей. Среди них - Калужское шоссе, участок МКАД от Каширского до Варшавского с реконструкций развязки на пересечении с Липецкой улицей. Это Южная рокада, первые железнодорожные переезды.

Департаменту строительства Москвы в 2014 г. предстоит профинансировать проектирование и строительство 892 объектов, ориентировочная стоимость которых составляет 1819,9 млрд руб.

В настоящее время в соответствии с заключенными государственными контрактами и соглашениями департамент строительства осуществляет функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств по 468 объектам, на которых генподрядные организации ведут строительно-монтажные работы. Поэтому пусть приходят, участвуют в конкурсах, выигрывают и строят.

- Как получилось, что у вас одна компания стала едва ли не основным подрядчиком - «Мостотрест», у которого рекордные объемы заказов?

Президент имеет такое право - определить подрядную организацию для выполнения важных государственных задач (подготовка к проведению Олимпиады, саммита G8 и т. д.).

- Строители говорят, что политика, которая проводится городом, практически вымыла средний класс строителей. Условно говоря, было 100 объектов по 10 млн руб., а сейчас стало 10, но по 300 млн руб.

- Как вы его называете, «средний класс строителей» не вымывается, он будет всегда. А что касается количества и стоимости объектов, то их было 100 по 10 млн и осталось 100 по 10 млн, плюс к этому прибавилось 10 объектов по 20 млрд за счет увеличения объемов строительства. Вот эти компании, которые строили за 10 млн руб., они разве готовы строить объекты стоимостью хотя бы 2 млрд руб.? Думаю, что нет. Проблемы я здесь не вижу.

- На строительных объектах мэр всегда требует сдачи раньше срока. Кому нужна эта гонка?

- Никакой гонки ради каких-то рекордов нет. В городе идет масштабное строительство, очень много площадок открыто. Горожанам нужно, чтобы как можно быстрее закончилась стройка под их окнами, у дома, закончились неудобства, связанные с ней. Мы им благодарны за терпение и понимание. И со своей стороны делаем все, чтобы сократить сроки строительства и как можно быстрее избавить их от этих неудобств.