В тесноте и почти не в обиде

Конкурсная программа фестиваля «Золотая маска» зафиксировала тенденции сезона: появились новые лидеры, вчерашний эксперимент влился в мейнстрим, а общее количество годного к употреблению театра продолжает расти
Композитор Сергей Невский, певица Наталья Пшеничникова и продюсер Анна Махова получают спецприз за оперу «Франциск»/ М. Стулов/ Ведомости

Балет и танец

Появление молодого, просвещенного, да еще и обладающего чувством юмора хореографа - явление на российских просторах настолько уникальное, что вызвало настоящий «маскопад». Четыре награды, врученные Вячеславу Самодурову и ведомому им балету Екатеринбургского оперного театра, сравнимы только с появлением Алексея Ратманского и его «Светлого ручья» ровно десять лет назад, который тоже победил в четырех номинациях. Но если имя Ратманского к тому моменту было у всех на слуху, то Самодуров добился триумфа всего с третьей попытки. Одноактные «Вариации Сальери» действительно настолько обескураживающе свободны, естественны и при этом изящны, что надолго оставляют послевкусие испытанного счастья. Поэтому музыкальное жюри под председательством композитора Леонида Десятникова не стало удерживать себя за руку и щедро выдало им звание лучшего балетного спектакля сезона, Вячеслава Самодурова признало лучшим хореографом, а исполнительницу одной из сольных партий Елену Воробьеву - лучшей балериной. Еще одна награда досталась другому спектаклю Самодурова Cantus Arcticus за лучшую работу дирижера, проделанную Павлом Клиничевым.

Но если в балете победа «Вариаций Сальери» была очевидна - вопрос шел только о том, в каких именно номинациях, - то в современном танце интрига сохранялась до последней минуты. Прошлогоднее 100-летие «Весны священной» спровоцировало конкурсное противостояние двух гранд-дам современного танца - Саши Вальц, поставившей свою версию балета Стравинского в Мариинском театре, и Татьяны Багановой, которую пригласил Большой. Отлаженной работе немецкого хореографа жюри предпочло несколько растрепанную, но пронзительную постановку Багановой, самоотверженно спасавшей гвоздь огромного юбилейного проекта. С помощью художника Александра Шишкина (он тоже получил «Маску» за лучшую работу художника в музыкальном театре) она засыпала сцену Большого торфом, залила ее водой - и сконструировала собственную вселенную, не побоявшись имперского имиджа труппы. В разделе «Современный танец» победил Большой театр, которому передала свой опыт труппа «Провинциальные танцы», - факт, достойный внимания.

Опера

Впервые ни одной «Маски» - ни в балете, ни в опере - не получил Мариинский театр. Но это не так всех удивило, как то, что маскопад не обрушился на модный Пермский театр, где Теодор Курентзис и его команда сделали исключительную по музыкальным качествам «Свадьбу Фигаро». Лучшим оперным спектаклем был признан «Евгений Онегин» Михайловского театра в спорной, но безусловно талантливой постановке Андрея Жолдака - он же, дебютант в опере, был оценен и как лучший оперный режиссер (персонально награжден и художник по свету Эй Джей Вайссбард). А звание лучшего дирижера досталось Яну Латаму-Кенигу, который в один из последних фестивальных дней покорил жюри сильным прочтением «Тристана и Изольды» в Новой опере: тут на победу поработал также и фактор свежего впечатления. Наверное, оставался выход: дать Курентзису один из спецпризов, но музыкальное жюри поступило еще остроумнее, наградив таковым спецпризом не самого Теодора, а его ближайшего сподвижника Максима Емельянычева, с «чувством стиля и головокружительным упоением точностью» (гласит официальная формулировка) аккомпанировавшего в «Свадьбе Фигаро» речитативы на молоточковом фортепиано. И то: если бы Курентзис повесил на стену очередную персональную «Маску», это ничего бы не изменило, а тут создан прецедент: впервые за двадцатилетнюю историю фестиваля «Золотой маской» награжден музыкант «из ямы».

Честь Большого театра поддержали сопрано Венера Гимадиева («Сомнамбула»), ставшая первым в истории лауреатом «Маски», кто не пел премьеру, и британский художник по костюмам Энтони Макдональд («Дитя и волшебство»). Честь Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - приглашенный тенор Максим Миронов («Итальянка в Алжире»). Честь композиторского цеха - Владимир Кобекин («Холстомер» в Камерном театре имени Покровского), в который раз получивший «Маску», хотя его соперниками были совсем уж маститый Родион Щедрин и лидер среднего поколения Сергей Невский. Последний тоже был награжден спецпризом в составе команды, сделавшей оперу «Франциск» («Опергруппа» плюс все тот же не боящийся новаций Большой театр). Музыкальное жюри не осталось чуждым и эксперименту, выдав еще один спецприз спектаклю Театра.doc «Акын-опера».

Мюзикл

В номинации «Оперетта/Мюзикл» оперетт не значилось (в заповедниках редкого жанра тоже завелись микрофоны, почему спектакли и отвергаются отборщиками), а из мюзиклов победила лицензионная «Русалочка» компании «Стейдж энтертейнмент» и певшая в ней Манана Гогитидзе (второй год подряд), хотя в персональных номинациях за новосибирскую «Мессу» Бернстайна отмечены дирижер Айнарс Рубикис (тоже один из новых лидеров) и артист Дмитрий Суслов.

Драматический театр

Главной особенностью конкурсной программы XX фестиваля «Золотая маска» стало беспрецедентно высокое количество номинированных драматических спектаклей. Окончательно измучившимся к концу фестиваля членам жюри во главе с Адольфом Шапиро можно было лишь посочувствовать: в общей сложности им пришлось посмотреть 34 спектакля - двадцать два драматических, шесть в номинации «Эксперимент» и шесть в конкурсе театра кукол. Такой подвиг жюри имел бы смысл, если бы количество шедевров, соревнующихся между собой, превзошло все ожидания, но, увы, это не так, и прошлый сезон для российского театра оказался в лучшем случае неплохим. Масса слабых спектаклей, вставших волей экспертного совета «Золотой маски» вровень с действительно важными театральными свершениями, говорила в этом году скорее о девальвации конкурсной программы.

Самая напряженная борьба развернулась вокруг номинации «Спектакль большой формы», где внимания заслуживали по меньшей мере шесть названий: «Коварство и любовь» и «Враг народа» (режиссер Лев Додин, петербургский Малый драматический театр), «Добрый человек из Сезуана» (режиссер Юрий Бутусов, московский Театр имени Пушкина), резонансная постановка Константина Богомолова «Идеальный муж» (МХТ им. Чехова) и два спектакля по пушкинскому «Евгению Онегину» - московский в режиссуре маститого Римаса Туминаса (Театр Вахтангова) и новосибирский в режиссуре молодого Тимофея Кулябина («Красный факел»). Без обид со стороны номинантов и просто сочувствующих, конечно, не обошлось, но все-таки жюри вполне изящно разрулило эту непростую ситуацию, выдав главную награду фестиваля спектаклю Льва Додина «Коварство и любовь» (художник Александр Боровский был, в свою очередь, отмечен здесь за сценографию), «Маску» за режиссуру - Римасу Туминасу, а два специальных приза - Юрию Бутусову и Тимофею Кулябину. Обидное невнимание членов жюри к мхатовскому «Идеальному мужу» было отчасти компенсировано на этом фестивале призом театральных критиков, который достался этому спектаклю Константина Богомолова.

Номинация «Спектакль малой формы» в этом году была, напротив, удручающе слабой. Но в лидеры неожиданно вырвалась «темная лошадка», и приз достался постановке Анатолия Ледуховского «Васса» («Ведогонь-театр», Зеленоград). Трудно сказать, насколько справедливо это решение, поскольку ни зрители, ни большинство столичных критиков этот спектакль так и не увидели: Зеленоград слишком близок к Москве, чтобы привезти «Вассу» на фестиваль наравне с другими провинциальными работами, и слишком далек, чтобы балованная московская публика согласилась пересечь МКАД ради одного спектакля. Возможно, единственная ошибка организаторов фестиваля, чья логистика не оставляет желать лучшего, заключалась в том, что они не организовали бесплатный транспорт для желающих увидеть эту постановку.

Почти никто не сомневался, что «Золотая маска» за лучшую женскую роль должна достаться Александре Урсуляк за две роли в спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана». Так и случилось. В номинации «Лучшая мужская роль» конкуренция была мощнее, но там победил Алексей Вертков, сыгравший Веничку в спектакле Сергея Женовача «Москва - Петушки». Приз за лучшую роль второго плана увезла в Петербург Эра Зиганшина, завоевавшая симпатию зала в роли Бабушки в спектакле Валерия Фокина «Литургия Zero» по «Игроку» Достоевского».

Эксперимент

В конкурсе «Эксперимент» публику тоже ожидал сюрприз: награда досталась не режиссеру Дмитрию Волкострелову, который считался негласным фаворитом (спектакль Shoot/Get Treasure/Repeat, петербургский Театр Post), а социальному проекту «Отдаленная близость» (Центр драматургии и режиссуры, Москва) с участием людей с особенностями развития. Как выразился в кулуарах кто-то из членов жюри, «бывают случаи, когда этика важнее эстетики».

Куклы

В конкурсе кукольных театров сенсаций не случилось: «Маска» не в первый раз уехала в Пензу, а режиссер Владимир Бирюков, заслуживший ее за свой спектакль «Убить Кароля» по пьесе Мрожека, в ходе церемонии грустно помечтал о том, что вдруг хоть эта награда сможет как-то изменить бедственное положение его театра «Кукольный дом», который уже на протяжении многих лет ютится в комнате площадью 56 квадратных метров.